Из жилья уберут жулье

Министр Герман Елянюшкин рассказал, как будет строиться Подмосковье в ближайшие 10—15 лет

Как за три года можно решить проблему всех очередников в области? Почему этой осенью загрустили коррупционеры от ЖКХ? Об этих и других жилищных проблемах в Подмосковье «МК» рассказал министр строительного комплекса и ЖКХ Московской области Герман Елянюшкин.

Министр Герман Елянюшкин рассказал, как будет строиться Подмосковье в ближайшие 10—15 лет

— Герман Вячеславович, давайте попробуем спрогнозировать: каким будет Подмосковье через 10—15 лет? Территорией небоскребов или местом сосредоточения малоэтажных кварталов по аналогии с «одноэтажной Америкой»?

— Каким оно будет, пусть гадают фантасты, а у нас на данный момент разрешено как строительство высотных домов (но не более 17 этажей), так и малоэтажек. Полагаю, что с ростом благосостояния большинство жителей Подмосковья все-таки захотят жить в малоэтажных комплексах. А не захотят — тогда рынок продиктует спрос на высотную недвижимость. Именно выбор людей формирует основные тенденции развития строительного рынка. А наше дело — либо поддержать их, либо, в силу каких-то причин, смягчить или в какой-то степени нивелировать.

С другой стороны, президент поручил развивать малоэтажное строительство, и мы будем поддерживать эту форму домостроения. В том числе мерами стимулирующего характера — обеспечением земельных участков инженерной инфраструктурой, размещением производств и бюджетных учреждений рядом с жилыми кварталами, как это происходит в Новом Ступине, где формируется модель экономического кластера с жилищной застройкой.

— А эта модель чему-то вас уже научила?

— Можно привести много положительных примеров. Это и опережающее обеспечение инженерной и социальной инфраструктуры. Дома в Новом Ступине еще строятся, а детский сад уже с августа стоит в полнейшей «боевой готовности». Проложены дороги и созданы точки подключения к коммуникациям. Это и быстрые темпы строительства, хотя без срыва сроков сдачи домов в эксплуатацию там не обошлось. Но они незначительные.

— Где планируется построить другие «города-спутники», подобные Новому Ступину? В частности, одной из приоритетных площадок называют Дмитровский район.

— Этот вопрос находится в стадии проработки. Не хотелось бы пока называть районы, поскольку все может еще измениться. Но очевидно, что пример Нового Ступина учит нас взвешенному и внимательному подходу к строительству подобных городков. Оно должно быть взаимоувязано с наличием производств. Разместив большой населенный пункт в районе, где количество рабочих мест незначительно, мы обречем людей ездить на работу в Москву. Говорить о новых городах невозможно вне контекста развития промышленных зон, чтобы место приложения сил находилось рядом с домом. Кстати, в Новом Ступине создание индустриального парка пока идет не столь опережающими темпами, как жилищное строительство. Получается, что жилья много, а рабочих мест мало. В других местах можно столкнуться с противоположной проблемой: рабочих мест много, а жить негде. В будущем нам нужно привести эти «качели» в равновесие. Это сложная задача.

— Из какого материала по преимуществу будут строиться дома в новых городах? Кирпичные? Деревянно-каркасные?

— Из такого, который предпочитает потребитель. Не сможем мы навязать ни деревянные, ни каркасно-щитовые, ни кирпичные строения. Не исключаю, что сегодня людям нравится брус, завтра они проголосуют деньгами за газобетон, послезавтра полюбят кирпич. В Московской области настолько динамично развивающийся строительный рынок, что какое производство промышленных материалов у нас не размести, вся продукция уйдет буквально с конвейера. Строительные материалы поставляют к нам с предприятий в радиусе до 500 км. К слову, в одном только Новом Ступине успешно применяется 8 новых технологий домостроения. Главное, чтобы они архитектурно между собой гармонировали. Но это, в том числе, забота архитекторов — задать единый тон для каждого спутника. Надеюсь, что при этом новые города не станут аналогом Рублевки, где кто как хочет, так и строит, и где красивые дома соседствуют с безумным китчем.

— Можно ли рассматривать в качестве альтернативы для тех, кто не попадает в льготники, но мечтает жить по-человечески, строительство арендных или, как их еще называют, доходных домов?

— Идея хорошая. Такая форма домовладения получила распространение во многих странах мира, существовала в дореволюционной России, но сегодня в нашей стране она отсутствует. Причина в том, что застройщику выгоднее построить жилой дом, продать квартиры в нем и взяться за следующий, чем оставить объект у себя в собственности и сдавать его в аренду. Выгодней потому, что он не сможет конкурировать с «серыми» и «черными» арендодателями, получившими квартиры по наследству, не заинтересованными в их окупаемости и назначающими низкую арендную плату. Когда срок окупаемости бизнеса для застройщика начинается с порога в 10 лет и более, он, конечно, добровольно под развитие такой формы собственности не подпишется. Мы готовы содействовать развитию этого бизнеса, но первым делом необходимо изменение законодательства. Многоквартирный дом должен представлять собой единый имущественный комплекс, который нельзя потом, после сдачи объекта в эксплуатацию, раздробить на отдельные жилые помещения и продать. Нужно предусмотреть возможность размещения арендных домов поблизости от офисных центров, рядом с производствами на территории промзон. В том же Сколкове, наверное, будет востребовано арендное жилье, потому что его потенциальные обитатели — это высокомобильные, высокоинтеллектуальные люди, которые достаточно быстро перемещаются по миру.

В арендных домах можно предоставлять квартиры тем жителям Подмосковья, кто не может самостоятельно улучшить жилищные условия. Это в разы бы ускорило решение проблемы очередников.

— Или тех, кто нуждается в расселении из ветхого и аварийного жилья...

— Да. Часть домов могла бы быть построена на средства бюджета и стала бы аналогом муниципального жилья. Арендную плату при этом могло бы покрывать государство, или муниципалитет. Не исключен также вариант безвозмездного проживания. Но параллельно с этим строительство арендных домов должно развиваться как самостоятельный бизнес, способный составить в перспективе конкуренцию бабушкам, сдающим внаем комнаты и квартиры.

— Какова в целом потребность в новом жилье на территории области?

— В ближайшие годы будет строиться примерно до 6,6 миллиона кв. м. Пиковой величины мы достигли в прошлом году — 8,2 миллиона квадратов, но в связи с отходом Новой Москве значительных территорий этот показатель снизился.

— А примет второй волны кризиса, которой нас периодически пугают, не наблюдается в строительной сфере?

— Нет. Цены на жилье сейчас замерли, и дорожать оно не будет. Скорее, наоборот, станет немного дешевле. Конечно, некоторые застройщики пытаются разогреть рынок заявлениями о скором увеличении стоимости квадрата, но этого не произойдет. Рынок сейчас находится в стадии саморегулирования — спрос большой, но предложение значительно его превышает.

— В области недавно заработала новая система оплаты услуг ЖКХ, уже открыто два новых ЕИРЦа (единых информационно-расчетных центров), на подходе еще пять. Не усложнит ли это привычный нам процесс внесения коммунальных платежей?

— Ничуть. А в перспективе внедрение ЕИРЦов повысит качество услуг. Сейчас управляющие компании собирают у нас деньги и перечисляют ресурсоснабжающим организациям тогда, когда хотят. Вот их, простите за не совсем корректное сравнение, прижали с вилами, и они перечислили. А то и просто вывели деньги из компании, прошли процедуру банкротства и тут же с удовольствием затевают другой такой же бизнес. Единые информационно-расчетные центры работают по простой, прозрачной схеме: поступивший от жильца платеж в течение миллисекунд расщепляется на несколько сумм, которые тут же уходят на расчетные счета поставщиков коммунальных услуг и управляющих компаний. Машина беспристрастна, и деньги перечисляет не по желанию генерального директора организации, а автоматически.

— То есть коррупционерам от ЖКХ есть от чего загрустить...

— Понимаете, коррупционеры — это еще мягко сказано. То что у нас происходило в последние годы... Не хочу никоим образом, чтобы тень падала на добросовестные управляющие компании, но многие организации были заточены даже не на коррупцию, а на чистое воровство. Деньги получили, максимально долго протянули с оплатой, накопили максимально возможное количество долгов, и тут же обанкротились, предварительно выведя все средства из компании.

— Если сказать совсем уж просто, то лавочка для них прикрылась?

— Закрывается. Очень хочу сказать, конечно, что закрылась, но пока рано. В полную силу новая система заработает только в 2013 году.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру