В прошлом году в Москве появилась первая пешеходная зона по образцу европейских столиц. Полностью закрытыми для движения автотранспорта стали Столешников и Камергерский переулки, Кузнецкий Мост, часть Рождественки. На всех этих улицах было заново проведено мощение, установлены фонари, а также малые архитектурные формы — чугунные скамейки и урны. Уже зимой пешеходная зона стала эпицентром новогодних и масленичных гуляний, а летом, как ожидается, здесь откроются десятки летних кафе и веранд (недавно власти упростили требования к их размещению), пройдут выставки под открытым небом, уличные фестивали и перформансы.
Однако останавливаться на достигнутом власти не собираются. В 2013 году в проработку будут взяты еще порядка 20 популярных у горожан и гостей столицы маршрутов. Причем четыре из них станут полностью пешеходными. В частности, для транспорта будут окончательно закрыты Никольская улица и Тверской проезд. На них планируется провести те же самые работы, что и в первой пешеходной зоне: заменить мощение, поставить фонари и скамейки. Кроме того, в пешеходную зону превратится участок Крымской набережной — от Крымского моста до 3-го Голутвинского переулка (с территорией парка «Музеон»). «МК» уже подробно писал об этом проекте. Наконец, власти планируют довести до ума маршрут от метро «Новокузнецкая» до Болотной площади, часть которого, в частности Лаврушинский переулок, уже является пешеходным. «На всем протяжении, включая Пятницкую улицу, Климентовский переулок, Ордынский тупик и участок Кадашевской набережной, до Болотной площади будет уложена гранитная плитка, сделаны клумбы и освещение», — рассказал источник «МК» в горадминистрации. Аналогичному благоустройству, по его словам, подвергнется маршрут от площади Европы до площади Гагарина, ранее входивший в проект «Стеклянные улицы».
Как минимум две улицы в центре Москвы в 2013 году будут реконструированы с увеличением пешеходного пространства. Это Большая Дмитровка от Тверского до Театрального проезда, где тротуары будут расширены за счет проезжей части, а также маршрут Маросейка—Покровка. «Здесь тротуары расширять пока не планируется. Однако мы поставим на улично-дорожную сеть малые архитектурные формы, например, клумбы, чтобы зарезервировать это пространство для пешеходов», — рассказывает представитель горадминистрации. По его словам, на пропускную способность дорог эти решения никак не повлияют, поскольку сейчас первые полосы используются преимущественно под парковку и автомобили по ним не ездят. Если эксперимент на Маросейке—Покровке пройдет успешно, его распространят на другие улицы в центральной части города. «На первом этапе будем ставить на улично-дорожную сеть малые архитектурные формы, а когда водители к ним привыкнут — расширять тротуары», — говорит собеседник газеты. — Это ненормально, когда у нас 120 тыс. человек (такова загруженность центральных улиц. — Е.Е.) идут по 90 сантиметрам».
Наконец, часть городских маршрутов, в частности, от Лубянской площади до Волхонки, Большая Никитская — Малая Никитская, Долгоруковская — Новослободская, а также улицы Знаменка, Воздвиженка, Сретенка, Новинский бульвар от дома Шаляпина до сквера перед высоткой на Кудринской площади, Каретный Ряд вдоль сада «Эрмитаж», Большая Полянка, Неглинная и т.д., планируется привести в порядок. С них уберут рекламные и иные конструкции, мешающие движению пешеходов, и отремонтируют тротуары.