Москвичи вытянули несчастливый билет

Введение новых тарифов на общественный транспорт не обошлось без накладок

То, что произошло 2 апреля в столичном общественном транспорте, называют не иначе как «революцией». Заработало новое тарифное меню с ранее невиданными горожанами способами оплаты проезда и билетами непривычного дизайна. От изобилия новых билетов глаза разбегаются, и москвичи теперь вынуждены делать более сложные расчеты своей личной «транспортной стратегии» на неделю, месяц или год. Естественно, как и любая революция, эта не обошлась без неразберихи и нервозности. К тому же и проводимая Департаментом транспорта Москвы информационная кампания по освещению нового тарифного меню не обошлась без накладок.

Введение новых тарифов на общественный транспорт не обошлось без накладок

Общегородской запуск новой системы проезда был омрачен заводским браком. Новые билеты «90 минут», купленные у водителей наземного транспорта и в неавтоматизированных наземных билетных кассах, не срабатывали при прикладывании их к валидаторам. Департамент транспорта, впрочем, отреагировал на проблему быстро: уже к часу дня через СМИ извинился перед пассажирами от лица руководителя ведомства, заверил, что недействующие билеты уже выведены из обращения и будут заменены исправными до 3 апреля. Более того, все пассажиры с бракованными билетами могли зайти в салон автобусов-троллейбусов-трамваев, только показав водителю билет, а потом свободно обменять их в кассах метро или автоматизированных кассах Мосгортранса. Думается, что эта информация дошла до многих пострадавших только вечером 2 апреля, когда они уже помыкались в автобусах и не стеснялись в выражениях в адрес транспортников.

В целом же москвичи к вводу нового тарифного меню были информационно подготовлены. Свежий опрос «Левада-центра» показал, что 78% опрошенных про него знают. О нововведении люди узнавали по преимуществу по телевизору (54%), из газет (30%), из рекламных объявлений внутри метро (28,2%), по Интернету (26,8%). В ходе специальных акций о новинке узнали всего 3,2% опрошенных. И в самом деле, самой неэффективной просветительской акцией транспортников на данный момент можно назвать промоутеров — специально обученных людей, которые со второго апреля вроде как должны дежурить на каждой станции метро и посвящать в тонкости нового тарифного меню всех желающих. На организацию работы промоутеров Департамент транспорта выделил аж 64 млн рублей. Между тем корреспонденты «МК» утром 2 апреля на девяти станциях метро не обнаружили промоутеров вообще, а на других станциях смогли обнаружить их по неброской рабочей форме только потому, что искали целенаправленно. Большинство же пассажиров, не знавших, на что было потрачено 64 млн, принимали промоутеров за обычных сотрудников метрополитена и за разъяснениями, естественно, обращались к билетным кассирам. Разъяснения были нужны — тот же опрос показал, что 35,4% горожан не понимают новую систему оплаты. Между тем сами кассиры признавались при опросе, что еще дней семь назад разъяснений им на этот счет не давали, и все информационные материалы они получили лишь в конце прошлой недели. К слову, и соответствующие плакаты в метро в массовом порядке были наклеены только в минувшие пятницу-субботу. А голосовые объявления в наземном транспорте, вместо того чтобы рассказывать, какие билеты и услуги вводятся, ограничиваются только идеологической накруткой — вещают, что новая система оплаты сделает проезд более удобным, а при большом количестве поездок и более дешевым. Кстати, и на профильных сайтах того же Департамента транспорта информацию о новом меню можно было найти не без усилий, и до недавнего времени там даже не указывалось, что оно вступает в силу со второго апреля. И это притом, что затраты на информационную кампанию по введению нового тарифного меню, утвержденные Департаментом транспорта, составили рекордную сумму — более 400 млн рублей, включая только 27 млн рублей на разработку рекламной стратегии.

Однако, невзирая на «потраченные» деньги, информационный голод москвичей пока не удовлетворен. Вопросы, как говорят кассиры, у пассажиров возникают постоянно, в первую очередь относительно «электронных кошельков» — ведь ничего похожего на них в общественном транспорте Москвы раньше не было. Так что к темам информационных кампаний и «электронных кошельков» «МК» еще вернется в ближайшем будущем.

Необходимо сказать еще об одном. Упомянутый выше опрос «Левада-центра» показал, что 48% горожан считают новые тарифы на транспорт обоснованными, а 49,5% — необоснованными. Транспортникам предстоит самим делать выводы из этих уравновешенных данных и решать, кому стоит уделять внимание — довольным или недовольным. Предстоит определиться с главной болевой точкой нового тарифного меню — ликвидации билетов на одну и две поездки. То, что их отмена, которую многие горожане с тоской ожидают 1 июля, противоречит и правам потребителей, и здравому смыслу, говорилось неоднократно. Мэр Москвы, кстати, уже продлил их действие. Хочется верить, что по этим билетам будет принято еще одно решение, оставляющее их в силе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру