С ларьками будут бороться с помощью молокоматов и почтоматов

В Москве появятся четыре тысячи новых автоматов по продаже продуктов

На смену ларькам и киоскам в столицу может прийти «вендинг». Иностранное слово означает давно знакомое явление — продажу продуктов через автоматы. Но если раньше в железной коробке за стеклом лежали газеты и шоколадки, сегодня там можно найти даже свежее молоко в розлив. Удастся ли бездушным машинам потеснить ларьки с продавцами, узнал «МК».

В Москве появятся четыре тысячи новых автоматов по продаже продуктов

«Святая вода в храмах — это тоже вендинг, с тысячелетней историей, - то ли шутит, то ли всерьез считает глава столичного Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. - В СССР стояли автоматы с газировкой. Работал даже полностью автоматизированный магазин на бывшей улице Чехова». И сегодня, по мнению чиновника, есть все предпосылки для развития вендинговых автоматов в Москве. Этот бизнес уже получил большую популярность во всем мире. Прежде всего благодаря тому, что не требует крупных вложений, полностью выполняет работу продавцов, не занимает много места и органично вписывается в небольшое пространство.

В продуктовом товарообороте столицы вендинговые автоматы занимают 0,2 %. Хотя на глаза они попадаются часто - всего в Москве таких аппаратов 20 тысяч. Для сравнения, в Токио их около полумиллиона. Крупных операторов, продающих товары через автоматы, примерно тридцать. В Ассоциацию вендинговой торговли входит 50 операторов. А вообще их насчитывается несколько сотен. Основная проблема для развития бизнеса — сложности в аренде помещений. Не все собственники хотят сдавать в аренду даже один квадратный метр или требуют непомерной оплаты. Для того, чтобы аппарата работали на улице зимой, их необходимо «одеть» в термокожух. Помимо затрат на сам кожух, увеличатся расходы на электроэнергию — все это невыгодно предпринимателю, у которого весь бизнес — два-три таких аппарата. Второй недостаток вендинговой торговли — ограниченный ассортимент товаров.

Что и в каких количествах продавать — вопрос решаемый. В столице появились Молокоматы для продажи молока в розлив. Если автомат выдал прокисшее молоко, жаловаться на бездушную машину можно туда же, куда жалуются на одушевленных продавцов — в Департамент торговли и услуг, префектуры, управы и в саму Ассоциацию вендинговой торговли. Недавно появились и почтоматы — автоматическая станция, с которой можно самостоятельно получить почтовые отправления, пересылаемые компаниями дистанционной торговли через Почту России.

Тем не менее тотальной замены ларьков и киосков на автоматы не будет. Департамент ставит задачу вынести автоматы на улицу. Для этого уже определены 4 тысячи адресов, предложенные самими предпринимателями. Места будут разыгрываться на аукционах.

Можно привычно предположить, что такие автоматы под открытым небом будут грабить через день. Но статистика опровергает стереотип — уличные автоматы почти не взламывают. Как показывает опыт ЦПКиО им. Горького, где уже давно развивается вендинговая торговля, горожане иногда могут схитрить — попытаться достать напиток, не оплачивая его. Но кассовые аппараты никто не вытаскивает. А вот внешний облик аппаратов может стать катастрофой. Пестрые машины визуально могут захламить город похуже ларьков. Для того, чтобы этого не произошло, варианты будут прорабатываться с Москомархитектурой.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру