Уникальное предприятие монументальной скульптуры приравняли к ресторану

В результате новые непомерные налоги поставили его на грань уничтожения

05.06.2014 в 18:15, просмотров: 2324

Монумент «Родина-мать» в Волгограде, памятник воину-освободителю в Берлине и Юрию Гагарину в Москве, рельефы храма Христа Спасителя, памятник Победы на Поклонной горе — эти и многие другие скульптуры были созданы в стенах бывшего Всесоюзного художественно-производственного объединения им. Вучетича. Но сейчас единственная в России производственная база скульпторов находится на грани уничтожения. К банкротству предприятие подводят московские власти, которые приравняли скульптурно-технический комплекс к коммерческим торгово-развлекательным центрам и объектам общепита, подлежащим новому налогообложению. С 2014 года предприятие вынуждено выплачивать непомерный налог. Если так пойдет и дальше, уже через год уникальная художественная база прекратит свое существование.

Уникальное предприятие монументальной скульптуры приравняли к ресторану
фото: Геннадий Черкасов

За свою почти полувековую историю бывшее объединение им. Вучетича (с 1993 года — ОАО «ВХПО») выпустило более 600 памятников и монументов, установленных в Москве, России и более чем 50 странах мира. А в декорационных цехах предприятия были изготовлены декорации для спектаклей Большого и Малого театров, МХТ им. Чехова, вахтанговского театра, мастерской Петра Фоменко. Здесь также создавались, а после теракта восстанавливались декорации мюзикла «Норд Ост», монтировалось выставочное оборудование для выставок в ГМИИ им. Пушкина, Третьяковке, Историческом музее.

В сопровождении председателя совета директоров Александра Урсина мы проходим по цехам и коридорам уникального комплекса. «Недавно отправили в Калининград памятник солдатам и офицерам Российской армии, принимавшим участие в Первой мировой войне. А утром до вашего приезда уехал памятник Чехову, который будет открыт в Люблине уже 7 июня».

А сейчас в скульптурном цехе ведутся работы над 10-метровым памятником «героям Первой мировой войны». 1 августа состоится его торжественное открытие на Поклонной горе.

Присутствие первых лиц государства и городских властей, пышные речи и перерезание красных ленточек традиционно сопровождают открытие созданных в объединении памятников. Однако с выходом нового постановления правительства Москвы предприятие оказалось на грани банкротства.

«Раньше мы платили налог на землю и на имущество по балансовой стоимости, — объясняет ситуацию директор объединения Владимир Железнов. — В конце прошлого года вышло постановление об определении объектов, в отношении которых налог рассчитывается по кадастровой стоимости (постановление правительства Москвы №772 от 29 ноября 2013 года. — Авт.). Получается, в год мы должны уплатить более 10 миллионов рублей. Но мы ведь не торговый центр, наш годовой оборот составляет всего 28 миллионов. Значит, надо где-то изыскивать денежные ресурсы».

К слову, последние десятилетия производственная база продолжает работу исключительно благодаря усилиям ее руководства. До распада СССР объединение им. Вучетича существовало при Министерстве культуры. С 1993 года комплекс стал частным предприятием. С того времени производственная база скульпторов пережила попытку рейдерского захвата, но несмотря на все сложности продолжала свою работу.

«Вся площадь здания — около 12 тысяч квадратных метров. Помимо цехов это подсобные помещения, где хранятся слепки. Еще одна особенность — транспортные коридоры для перемещения скульптур. Они составляют почти 10% от всей площади. Свободные площади мы сдаем в аренду, иначе мы бы просто не выжили», — говорит директор объединения.

фото: Геннадий Черкасов

Обращения в Департамент имущественных отношений не дают результата. В ответах ведомство ссылается на то, что площадь помещений превышает 5000 кв. м. «Кадастровую стоимость объединения оценили в 1 миллиард 469 миллионов рублей, — рассказывает Владимир Железнов. — Это с учетом помещений, которые относятся к государственной собственности, фондохранилище музейных ценностей Минкульта РФ. Это нельзя было делать по закону. Кроме того, мы провели оценку здания, она не соответствует кадастровой стоимости. У нас стоимость получается в три раза меньше. Ведь здание оценивается как современное. А его износ составляет 28%, фундаменты уже чуть-чуть просели. И это не учитывается департаментом. Как же так?»

Отметим, что с момента постройки в 1965 году комплексной реставрации здания не проводилось. Предприятие сотрудники содержат своими силами.

За помощью администрация обратилась в Министерство культуры, мэрию, столичный Департамент культуры. Пока реакции нет. «Интереса к проблеме у властей нет, — говорит Александр Урсин. — Обратились с просьбой к министру культуры Мединскому принять нас на 15 минут, но ждем уже три недели. Сейчас мы сталкиваемся с полным непониманием проблемы. Нам говорят: «Вы что, не знаете, как поступить, чтобы платить меньше налогов?» Но хочется услышать от властей — нужно это предприятие или нет? Объединение еще востребовано скульпторами. Ведь не мы создали этот комплекс, и мы не можем его разрушать».

На днях деятели культуры и искусства отправили обращение на имя столичного градоначальника с просьбой спасти комплекс от разорения и закрытия, исключив его из перечня объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

«Проблема, с которой столкнулось предприятие, стала проблемой многих скульпторов, — уверен председатель Союза художников РФ, лауреат госпремии Андрей Ковальчук, который в стенах объединения работает над монументом героям Первой мировой войны. — Можно купить личную мастерскую, но комплекс позволяет работать над крупномасштабными вещами, которые у нас сейчас несмотря ни на что появляются. Сохранение предприятия даст возможность создания новых монументальных скульптур. Такие комплексы необходимо сохранять и беречь».