Нелегальные перевозчики ищут новые схемы ухода от ответственности

50 оттенков «серых» маршруток

Осенью 2014 года надзорные органы нанесли мощный удар по перевозчикам-нелегалам: если раньше правоохранители лишь штрафовали нарушителей, то теперь стали еще и арестовывать маршрутки и автобусы «вне закона», курсирующие как внутри городов, так и между ними. В итоге нелегалы стали нести огромные убытки — но не ушли с рынка, а адаптировались к новым условиям, изобретя новые «серые» схемы работы. Подробности о том, как изменился за последнее время мир пассажирских перевозок «вне закона», выяснял «МК».

50 оттенков «серых» маршруток

До октября 2014 года перевозчики «вне закона» рисковали лишь деньгами: если надзорные органы ловили их автобус или маршрутку на каком-либо нарушении, то водителя штрафовали на 5 тысяч рублей, а юридическое лицо (если его удавалось привлечь) — на 200 тысяч. Однако от протокола до выплаты штрафа порой проходили долгие месяцы, за которые нелегалы успевали с лихвой компенсировать весь свой ущерб.

— Все изменилось минувшей осенью, — говорит Виктор Савкин, зам. начальника столичного Управления Госавтотранснадзора. — Генеральная прокуратура дала разъяснения о правомерности применения арестов транспортных средств перевозчиков-нелегалов. Благодаря этому мы получили возможность арестовывать транспортные средства нелегалов. На двух столичных штрафстоянках сегодня ежедневно стоят до 50 автобусов и маршруток «вне закона», причем не один день, а месяц или два — пока длится разбор их нарушений. А это — огромные убытки для перевозчика.

За весь 2014 год инспекторы арестовали 349 транспортных средств нелегалов, а за первые месяцы нынешнего года — уже 90 их машин. Перевозчиков «вне закона» в Москве становится меньше день ото дня — убытки вынуждают их покидать транспортную сферу. Однако те перевозчики «вне закона», которые на свой страх и риск продолжают работать в столице, похоже, нашли способ, как уйти от ужесточившихся наказаний.

Много лет транспортные нелегалы в Московском регионе работают по одной и той же схеме: они маскируются под разовые, заказные перевозки. Один раз оформив свой транспорт как заказной, перевозчики «вне закона» курсируют между Москвой и другими городами снова и снова. Для такой регулярной работы по закону нужна лицензия — она гарантирует безопасность пассажирских перевозок. Нелегалы же ее не оформляют, таким образом снимая с себя всякую ответственность за пассажиров и качество своих машин. Пользоваться услугами такого перевозчика — всегда большой риск: в случае какого-либо ЧП предъявлять претензии будет попросту некому.

Раньше нелегалы никак не афишировали тот факт, что их транспортное средство оформлено как заказное — это выяснялось лишь при проверках. С другой стороны, чтобы конкурировать с легальными перевозчиками, они указывали на своих машинах номер маршрута, путь следования и прочую необходимую информацию. После того как автобусы и маршрутки нелегалов стали арестовывать, они стали изобретать всевозможные уловки.

Одну из их «серых» транспортных схем можно выявить у метро «Кантемировская». Там стоит очень много минивэнов, в основном марки Hyundai Grand Starex; у некоторых — большие багажники на крышах. Примерно половина из них окрашена в ярко-желтые, с шашечками, цвета — как такси. В разговоре с шоферами выясняется, что доехать на этих такси можно подозрительно далеко — вплоть до Волоколамска, Калуги и Богородицка. Это — те же нелегальные перевозчики, которые раньше упорно эксплуатировали в качестве прикрытия таблички «заказной».

— После того как мы стали арестовывать автобусы и маршрутки нелегалов, многие из них продали свой транспорт и закупили минивэны, — говорит Виктор Савкин, — это хитрая уловка с их стороны. Теперь они маскируются под такси, но мы их ловить уже не можем: этим должна заниматься Московская административная дорожная инспекция (МАДИ). А ведомство еще молодое, у них нет большого опыта в борьбе с нелегалами, и перевозчики «вне закона» это знают и активно этим пользуются.

Нынешняя «вспышка» нелегальных такси в Москве, вызванная массовым переходом в эту сферу деятельности междугородных и городских перевозчиков-нелегалов, может быть только первым звонком. По данным источника «МК» в мэрии, сейчас власти города активно обсуждают вопрос о закрытии единственного автовокзала столицы — Щелковского, а само предприятие якобы уже перестало согласовывать новые автобусные маршруты. И если перевозчики окажутся без крыши над головой, то вполне могут уйти в нелегалы и взять на вооружение схему «серых» такси. Впрочем, руководство Щелковского автовокзала его закрытие не подтверждает:

— О закрытии предприятия я ничего не слышал, — говорит его генеральный директор Александр Журковский. — Более того — к маю будет разработан проект его реконструкции — мы планируем, что она продлится 2–3 года, но автовокзал при этом не прекратит свою работу, а продолжит принимать пассажиров. Что касается нелегальных перевозчиков — могу с уверенностью заявить: на территории предприятия их нет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26769 от 23 марта 2015

Заголовок в газете: 50 оттенков «серых» маршруток

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру