Не пережили кризис: салоны красоты разоряются или уходят в тень

Стрижка и маникюр москвичам не по карману

Богатые мужья больше не дарят любимым женам салоны красоты. Из просто дорогой игрушки, избавляющей супругу от скуки, парикмахерские превратились в чрезвычайно убыточный бизнес. Материалы и стоимость содержания помещений дорожают день ото дня, а клиенты, как назло, приходят все реже и расстаются с деньгами все неохотнее.

Стрижка и маникюр москвичам не по карману

Некоторые владельцы салонов уже переложили рост расходов на потребителей, признает директор Союза парикмахеров и косметологов России Роман Горелкин. Ясно, что подобное положение вещей долго не протянет. Под каток кризиса попадут как заведения премиум-класса, так и парикмахерские экономкласса. Горелкин прогнозирует, что к 2020 году из трех тысяч московских салонов может остаться лишь половина.

...Еще недавно подстричься или сделать маникюр можно было в основном по записи. Нынче же обходится без церемоний. Если, проходя мимо салона по улице, вы почувствовали желание немедленно привести себя в порядок, смело заходите: шанс попасть к свободному мастеру весьма высок.

Парикмахерские в Москва расположены на каждом шагу. Их принято делить на заведения премиум-класса, «середнячки» и экономцирюльни. Парикмахерские уровня «люкс» в столице можно перечесть по пальцам. Одна из них расположена в собственном отдельном здании на Новом Арбате.

Хотя «парикмахерская» — это сказано слишком скромно. Естественно, речь идет о шикарном салоне красоты. Интерьер в богатых черно-розовых цветах выглядит так дорого и стильно, что можно водить экскурсии. Позволить себе такую роскошь могут единицы.

— Вы же понимаете, какая сейчас ситуация, — рассказывает администратор Анна с идеальной улыбкой. — Понятно, что сейчас часть клиентов ушли, но надеемся, что это временно.

Анна говорит, что есть такие люди, для которых статус — прежде всего. «И они привыкли к нашим парикмахерам, потому можно сказать, что у каждого есть свой личный мастер. Нам не нужно завлекать клиента, наш останется с нами, а случайный человек с улицы сюда вряд ли зайдет», — рассуждает Анна.

Зайти сюда и вправду осмелится не каждый: посещение нескольких мастеров может вылиться в месячную зарплату простой продавщицы.

В цирюльнях среднего класса людей заметно побольше. Конечно, здесь берут не роскошью, а ценами. Как признаются сами посетители, находиться среди привычных баночек и щипцов им намного комфортнее, чем в пафосных люксовых салонах. Сотрудники парикмахерских на новость о закрытии половины московских заведений реагируют скептически.

— Большинство людей ходить с заросшей шевелюрой не станут, а сами ровно не постригут, — говорит администратор с 15-летним стажем Екатерина. — Если вы любите неформальные рваные или неровные стрижки, можно и самостоятельно взяться за ножницы. Но за ухоженными прическами приходят в салон.

Парикмахер Мария, на минутку оторвавшись от стрижки, рассказала, что работала как-то в экономсалоне. Но долго не выдержала. «Они экономят на всем: нет крафт-пакетов для обработки инструментов, одноразовые приборы используют несколько раз. Если мы в нашем салоне красим девушку в блондинку, то мы и получаем белый цвет, а не желтый», — делится с нами мастер.

— У нас сегодня было уже восемь клиентов, на вечер тоже есть запись, — подсчитывает администратор. При нас в парикмахерскую действительно звонят люди и записываются на процедуры.

— У каждого салона есть свои «фишки», — делится девушка. — Мы даем постоянным клиентам накопительные карточки, делаем скидки в день рождения. Стараемся к каждому найти свой подход.

А это, между прочим, очень важный момент. Свежеподстриженная девушка Анна рассказала нам о своем неудачном опыте посещения дешевых заведений: «Мне нравились короткие стрижки, и поначалу мастер экономсалона справлялась с работой. Но когда я попросила изменить немного вид прически, то с удивлением получила ту же стрижку, что и после прошлых процедур. Возникло стойкое ощущение, что они знают две-три стандартные прически и в буквальном смысле стригут всех под одну гребенку».

Отправляемся в те самые салоны экономкласса. Во многих из них работают приезжие из Средней Азии. На первых порах, лет 15–20 назад, такие заведения нелегально открывались на территории вьетнамских и китайских рынков, чтобы стричь «своих» за символические деньги, а то и бесплатно. Но постепенно перекочевали «в город». В одну из дешевых парикмахерских, расположенную на первом этаже обычного жилого дома, мы и пришли.

В скромном, но чистом зале занята половина кресел. В коридоре на диванчике ждет пенсионерка. «В основном сюда ходят приезжие, — делится с нами женщина. — Изредка встречаю таких же старушек, как я, они тоже обычно по утрам стригутся, здесь до 12 часов скидки для пенсионеров. За мои короткие волосы как раз 100 рублей выходит. А внучку мою сюда на аркане не затащишь. Она принципиально в такие места не ходит. Даже не потому, что непрестижно. Говорит, боится вшей и еще какую заразу подцепить».

Впрочем, одну молодую женщину в экономпарикмахерской мы все-таки встретили.

— Я однажды пришла в подобный салон и попала к замечательному мастеру, — рассказывает она. — Он узбек по национальности, но стриг именно так, как я хотела. У меня тонкие волосы, с ними сложно обращаться. Потом он перешел в другой салон, я ушла за ним. Потом в другой — я туда же. Просто он жил и работал нелегально, вот и бегал туда-сюда. Через какое-то время парень совсем пропал, больше я его не видела... Неприязни или предвзятости к мигрантам у меня нет. Лишь бы работали хорошо и брали недорого. Я и сама не москвичка, из Сибири приехала...

— Резкое сокращение количества парикмахерских и салонов красоты в крупных городах Россия в ближайшие годы действительно высоковероятно, — говорит финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. — С одной стороны, скажется сложная экономическая конъюнктура и падение реальных доходов населения. С другой — сейчас финансовые показатели бизнеса с низкой маржой в сфере услуг находятся под давлением роста объема налоговых отчислений, высоких арендных ставок (из-за перехода арендодателей на уплату налога на недвижимость по кадастру) и высокой перенасыщенности рынка. Я не думаю, что у салонов экономкласса в этом отношении есть преимущество. Скорее всего, рынок будет более-менее равномерно уменьшаться за счет всех сегментов.

— Конечно, планировать до 2020 года в нынешних обстоятельствах достаточно сложно. Но в целом я вынужден подтвердить: тенденция к сокращению инфраструктуры предложений на рынке бытовых услуг, в частности косметических и парикмахерских, ярко выражена. Сомнений быть не может, — говорит председатель комитета по бытовому обслуживанию Московского отделения ОПОРА России Дмитрий Несветов. — Мы делали свои замеры по итогам первого квартала этого года. Падение выручки, оборота достаточно существенно — до 25%. И примерно в тех же объемах изменяется структура предложения. В том смысле, что предприятие начинает либо сокращать точки присутствия на рынке, либо уходить в более дешевые сегменты этой сферы.

По каким причинам это происходит? Во-первых, несмотря на уверения федеральных и региональных властей, увеличивается налоговая нагрузка на малый бизнес, растут издержки. В немалые суммы выливается исчисление арендных ставок от кадастровой стоимости земли и недвижимости. Власти говорят, что эти нагрузки малого бизнеса не касаются. Это правда — напрямую не касаются. Но основная масса парикмахерских — эксперты называют цифру 95% — находится в арендуемых помещениях. И они вынуждены либо переезжать в менее престижные районы, либо вообще уходить из бизнеса.

— Я знаю много случаев, когда предприятие, которое несколько лет работало в торговом центре с высокой проходимостью — люкс или премиум, не имеет значения, — вынуждено было переехать в глубь квартала, в какой-нибудь жилой дом, — продолжает Дмитрий Несветов. — И особенно это заметно именно по салонам красоты, а также химчисткам и прачечным.

Еще одна причина убыточности бизнеса — использование в основном импортного оборудования и расходных материалов (до 70%). А рубль девальвировался за год почти в два раза. Понятно, что предприятия ищут более дешевые варианты, но вернуться к прежним ценам уже невозможно.

Некоторые владельцы салонов высокого уровня начали снижать планку для потенциальных клиентов. Так что налицо еще одна тенденция: премиум-салоны постепенно становятся парикмахерскими средней руки. «Это вовсю уже видно в Москве, — говорит эксперт. — Началось это в феврале-марте. А сейчас стало массовым явлением. Когда затраты превышают объемы реализации, никакая экономика не выдержит».

По данным Росстата, падение платежеспособного спроса составит по итогам года не меньше 10%. Однако экономисты предполагают, что эта цифра чересчур занижена. Общая нестабильная экономическая ситуация изменяет приоритеты потребителей. Люди экономят в первую очередь на бытовых услугах.

Больше всего, по словам мастеров, сократился спрос на окраску волос, маникюр и уход за лицом. В отличие от стрижки эти процедуры худо-бедно можно делать и в домашних условиях, экономя немалые деньги. Давайте подсчитаем: даже если делать маникюр со стойким покрытием не каждую неделю, а два раза в месяц, услуга в салоне красоты обойдется в среднем в 4 тысячи рублей. Окраска или тонирование волос — еще 2–3 тысячи руб. Маска для лица — 1,5–3 тыс. руб. Набегает 7,5–10 тысяч рублей. Для многих москвичей эта сумма составляет 15–20% доходов. Непозволительная роскошь в наше время.

Аналитики говорят и о перемещении сферы бытовых услуг на нелегальный рынок. Закрываются салоны — но ведь людям надо где-то работать. И они вынуждены уходить с легального рынка. Все больше мастеров, официально не регистрируясь, делают маникюр, педикюр, стрижку на дому.

— С одной стороны, растут издержки, с другой — падает платежеспособный спрос, а значит, и обороты. Предприятия находятся в этих тисках. Совершенно ясно, что нужно менять фискальную политику — игры в новые налоги к добру не приведут, — подытоживает Дмитрий Несветов.

Между тем

Снижение покупательской способности отразилось и на автомобильном рынке. Россияне покупают новые машины реже, а стало быть, имеют более высокую, чем раньше, потребность в ремонте, о чем весьма красноречиво свидетельствует статистика. Согласно исследованию городского информационного сервиса 2ГИС, количество автосервисов и станций техобслуживания значительно увеличилось по всей стране.

Самый значительный прирост автопредприятий отмечен в Краснодаре: с начала года он составил 45,7% (теперь в городе 376 сервисов). На втором месте расположился Ярославль: станций техобслуживания в нем стало больше на 43% (143). Замыкает тройку лидеров Москва, где количество автосервисов выросло на 39,2%. Впрочем, в абсолютном выражении столица впереди России всей — теперь в городе аж 2882 авторемонтных предприятия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26968 от 20 ноября 2015

Заголовок в газете: Стрижка и маникюр москвичам не по карману

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру