Здание Таганской АТС уже не спасти

Его сносят в полном соответствии с законодательством

— Это было воскресенье, тишина. И вдруг раздался грохот. Я выглянул в окно и увидел розовое облако, — рассказывает житель дома 5, строение 2, по Казарменному переулку. — Никто даже не понял, что произошло...

Его сносят в полном соответствии с законодательством

Это начало конца Таганской АТС, непризнанного памятника культурного наследия. Еще неделю назад никто и не слышал про телефонную станцию на Покровском бульваре. Сейчас она в заголовках новостей, социальных сетях и кухонных разговорах местных жителей. 24 апреля АТС начали сносить: уже разрушили нутро дома. Корреспондент «МК» разбирался, кому дорога станция и почему на фоне чуть ли не ежемесячных сносов самых разных московских зданий именно снос АТС вызвал столько шума?

Таганская АТС — своего рода символ технического прогресса. Это одна из самых первых автоматических станций в городе, где телефонисткам уже не надо было вручную включать провода в соединительные гнезда. Здание построили в 1929 году по проекту архитектора Василия Мартыновича — по словам архитекторов, одного из самых тонких и талантливых мастеров начала века. Эта АТС — не просто бетонная коробка с окнами. Дом спроектировали в конструктивистском стиле. Причем, как отмечают архитекторы, это именно каноничный конструктивизм.

— Во всех учебниках — как российских, так и западных — по архитектуре станция признана объектом индустриального конструктивизма, — объясняет активист «Архнадзора» Людмила Малкис. — Оно отвечает всем канонам стиля и в отличие от других зданий имеет железобетонные перекрытия. Это вообще первое здание с такими перекрытиями. Поэтому спрашивать, памятник архитектуры это или нет, просто нелогично.

Именно на архитектурном поле и развернулись все баталии.

— С 30 декабря 2015 года была официально введена балльная система оценки всех объектов, претендующих на звание памятника, — рассказывает историк архитектуры и старший научный сотрудник НИИ теории архитектуры и градостроительства РААСН Александра Селиванова. — Согласно ей каждому параметру здания присваиваются определенные баллы. Например, строение допетровской эпохи получает 150 баллов, а сталинская архитектура — всего 50. Оценивается, связана ли история здания с известными людьми, есть ли оригинальные украшения — лепнина например. Неофициально такая балльная система использовалась давно, но теперь ее решили узаконить.

Мысль сама по себе неплохая, только получается, что здание в скупом конструктивистском стиле, да еще и использовавшееся в промышленных целях, явно проиграет любому дому в завиточках и ангелочках, куда заезжал попить чайку Пушкин.

Архитектурной ценности АТС в Москомнаследии не признали: строение получило всего 176 баллов из 200 необходимых. Согласно нововведениям, оценивать значимость будущего памятника могут только специалисты из Москомнаследия.

Тучи нависли над зданием еще в 2013 году: именно тогда 12 АТС по всей Москве выставили на конкурс по проектированию. По сути, искали, что можно возвести на месте уже ненужных домов. Еще три года застройщик договаривался с властями города, чтобы на месте памятника конструктивизма построить нечто более доходное. Автор проекта нового здания признается: здесь есть и неоклассика, и отголоски сносимого конструктивизма.

— Мне нравится само здание АТС, — признается Илья Машков, руководитель архитектурной мастерской, в которой родился проект жилого дома. — Но мне не нравится, где оно стоит. Оно совершенно не вписывалось в окружающую среду. Мы сделали свой проект, причем еще давно, в 2013 году, выиграли с ним конкурс. Мы акцентируем угол в доме, сохраняем вертикальный ритм пилонов.

Оценивать новый проект защитники АТС даже не хотят. По их мнению, станции самое место именно там: на Покровском бульваре, по соседству со зданием казарм и иранским посольством в стиле классицизма. Но рассуждать о стилях, которые к лицу или не к лицу нынешней Москве, можно до бесконечности.

У местных жителей к застройщикам есть вполне конкретные вопросы: «Если уж так хотелось заработать, почему нельзя было сохранить здание в его естественном виде, изменив начинку?»

— Под жилье или лофт приспособить АТС было нельзя: высокие потолки и маленькие окна делали пространство неуютным, — продолжает Илья Машков. — Вряд ли апартаменты там хорошо продавались бы.

При этом архитектор признает, что из телефонной станции можно было бы с легкостью сделать музей или общественное пространство.

— В феврале этого года решали, включать ли Таганскую АТС в перечень выявленных объектов культурного наследия, — комментируют нам ситуацию в пресс-службе Мосгорнаследия. — Решили, что нет. Во-первых, объект имеет диссонирующий характер в ряду исторических зданий Покровского бульвара, представленного классическими зданиями и усадьбами XVIII–XIX вв. Во-вторых, оно утратило свое техническое назначение. И в-третьих, в Москве есть здания подобной типологии и стилевого направления, построенные в период 1920–1930-х гг. (здания АТС на Большой Ордынке, д. 25, АТС на Зубовской площади, д. 3, стр. 1, АТС на улице Арбат, д. 46, стр. 1, на Бакунинской улице, д. 5.

Впрочем, сохранить АТС жители Покровского бульвара хотели неспроста. Их интерес — чисто материальный.

— Между моим домом — Казарменный переулок, 4, строение 1, — и АТС всего 5 метров, — возмущенно рассказывает местный житель Владимир. — Получается, что и до будущего двадцатиметрового котлована, который выроют для парковки, всего 5 метров. У нас все в ужасе: по дому могут просто пойти трещины!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27091 от 27 апреля 2016

Заголовок в газете: Разломали старую Таганку...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру