Московских реставраторов ждут и на родине, и за границей

Работа над сохранением памятников культурного наследия станет международной практикой

В Москве завершилась работа международной выставки Denkmal, посвященной реставрационному делу и защите памятников культурного и архитектурного наследия. Родина выставки — Германия: именно там впервые были представлены новейшие технологии реставрационного дела. В этом году иностранные специалисты привезли образцы своих достижений в Москву, где поделились впечатлениями от работы с объектами наследия в нашем городе, — напомним, что за последние шесть лет в Москве реставрировали почти тысячу зданий. Уже заключено несколько соглашений о международном сотрудничестве.

Работа над сохранением памятников культурного наследия станет международной практикой

Три дня в здании Гостиного Двора не стихало многоголосье иностранной речи: были слышны разговоры на итальянском, немецком и, конечно, английском языках. Само по себе здание Гостиного Двора — пример удачного международного сотрудничества: оно было построено итальянским архитектором Джакомо Кварнеги в конце XVIII века. Теперь собравшиеся там специалисты готовы решать: что делать, чтобы архитектурное наследие сохранилось надолго?

Столице есть чем гордиться в этой области. «В Москве за последние годы отреставрирована почти тысяча памятников архитектуры. Это крупнейший реставрационный проект мира. Восемь тысяч зданий были отремонтированы, и там были полностью отреставрированы фасады, сделана архитектурно-художественная подсветка. Это здания, которые сделали Москву более комфортной и более привлекательной», — сказал на открытии выставки мэр Москвы Сергей Собянин.

В этом году на выставку Denkmal в Москву приехали реставраторы из Италии, Германии, Франции, Китая и Нидерландов — все это страны, которые могут похвастаться колоссальным опытом в области работы со старой архитектурой. Всего собралось около ста экспонентов — специалисты напоминают: важна каждая мелочь.

— Цветная смальта — одна из самых популярных технологий украшения, но одна из самых сложных, — объясняют молодые реставраторы, выкладывающие крошечные кусочки цветного стекла на копию античной скульптуры. Работа кропотливая, долгая, требующая усидчивости и выдержки.

За множеством столов, разбросанных по всему огромному пространству Гостиного Двора, десятки молодых людей заняты каждый своим делом, со своим инструментом в руках. Восстановление иконы, о настоящем облике которой известно лишь по фото, — тонкими кисточками. Очищение от старой краски комода или столика прошлого века — скребком, чтобы ничего не осталось, иначе новый слой лака не ляжет. Создание новых металлических чешуек для украшения кровли — тут без специального оборудования никак. Работа с глиной, которая превратится в чашу или розетку с фасада здания, — тут нужна лопаточка.

Некоторые варианты реставрационных работ, впрочем, не требуют специальных навыков: в ходе Denkmal было запланировано несколько мастер-классов, на которых все желающие могли попробовать свои силы в создании музейного паспарту, соскабливании старой краски с мебели или восстановлении украшений по картинкам или образцам. Именно в этом одна из главных задач Denkmal, привлечение новых молодых реставраторов. Студенты профильных колледжей представили в Гостином Дворе примеры своих работ.

Как отметил глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов, предварительные итоги выставки Denkmal свидетельствуют о том, что Москве удалось не только собрать большое количество экспонентов, но и объединить реставрационное сообщество, и обменяться опытом с крупнейшими иностранными специалистами. Кроме того, удалось привлечь к реставрационному делу значительное число молодых людей.

— Итальянские коллеги говорили мне, что для них очень необычно, когда молодежь так тянется к культурному наследию. Более того, с нашими итальянскими коллегами мы договорились о возможных вариантах обучения молодых реставраторов в Италии. На основе их технологий и опыта, безусловно, это будет интересно, — заявил Алексей Емельянов.

Напомним, что в этом году в Москву приезжала группа французских студентов-волонтеров, которые приняли участие в реставрации двух объектов — ансамбля Донского монастыря и Дома Палибина в Хамовниках. При поддержке французского волонтерского объединения Rempart специалисты в области реставрации открыли Международный кампус в Москве — теперь практика, начатая в июле 2017-го, может стать регулярной. Тем более в ближайшее время на повестке дня — сложнейшие памятники, ждущие профессионального «ремонта».

— Крупные объекты, которые много лет оставались в зоне риска, наконец входят в зону внимания реставраторов. В первую очередь, конечно, это Дом Наркомфина — крупнейший памятник мирового значения. Нельзя не упомянуть здание Северного речного вокзала — ворота в наш город, которые долгое время были близки к разрушению. В этом году согласован проект документации, и планируется, что в ближайшие два-три года мы проведем все необходимые работы там. Мы собираемся также приступить к реставрации дворца в Останкине, а это сложнейший объект мирового значения, — добавил Алексей Емельянов.

Начало реставрации Останкинского дворца запланировано на 2018 год: по словам специалистов Мосгорнаследия, планируется провести реконструкцию дворца-театра, «Кухонного флигеля» и исторического парка, который состоит из английского и французского садов. Там же находится единственный в России театр XVIII века, сохранивший сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения: напомним, что владельцем Останкина был граф Шереметьев, страстный поклонник театрального искусства. Это один из самых масштабных в мире проектов, который сравнивают с реконструкцией Царского Села, а также дворцового ансамбля в Петергофе.

Представители иностранных делегаций рассыпались в комплиментах столичным реставраторам и обещали по возможности помогать московским специалистам в их работе.

— Мы очень впечатлены всем, что увидели в Москве. Уже десять лет мы сотрудничаем с российскими архитекторами, начали в 2005 году. С того времени Москва очень сильно изменилась: сейчас это город, которому удалось провести масштабные работы, сделать очень многое для сохранения истории и архитектуры и при этом не потерять то, что называется душой города. В центре Москвы сейчас очень приятно находиться — за эти дни я убедился в этом. Обмен визитами и мнениями — важнейшая часть нашей работы. Мы подписали соглашение между нашими странами, и теперь я очень рассчитываю на то, что нам удастся внести свой вклад в то, чтобы сделать ваш город еще красивее, — рассказал представитель итальянской ассоциации ASSORESTAURO Алессандро Занини.

Исполнительный директор Лейпцигской ярмарки Матиас Розье также отметил, что Москва в этом году приняла у себя сто экспонентов — и это количество, которым можно гордиться.

— Конференц-залы в этом году были переполнены, и это само по себе свидетельство успеха. Особенно приятно, что я видел там молодежь: значит, мы много делаем для будущего отрасли. Наша следующая задача — создание международного союза реставраторов. В будущем году выставка будет проведена в Лейпциге, а потом нас ждет еще встреча в Шанхае, потом — снова в Москве. Проблемы в области реставрации одинаковы у всех стран, поэтому и решать их нам нужно всем вместе.

Одно из важнейших достижений Denkmal в этом году — возможность презентовать работы молодых специалистов-реставраторов, а также их проекты использования памятников культурного наследия в адаптации к современной жизни. В Москве уже достаточно прекрасных примеров нового использования старых зданий: самый яркий из них — реорганизация бывших промышленных зон и превращение их в бизнес-центры или модные общественные пространства.

Необходимо отметить, что зарубежный опыт уже успешно используется в России. Например, в Москве уже пять лет действует программа по реставрации аварийных памятников архитектуры «1 рубль за 1 квадратный метр», благодаря которой арендаторы таких помещений, по сути, освобождаются от уплаты аренды, а взамен обязаны качественно восстановить само здание. Основные условия программы: проведение открытых аукционов на право аренды на 49 лет аварийных памятников архитектуры с обязательством их последующего восстановления за счет арендатора-победителя аукциона. Продолжительность работ — 5 лет. После выполнения арендатором условий по восстановлению памятника на весь оставшийся срок аренды арендная плата снижается до 1 рубля за 1 квадратный метр здания в год.

Сейчас в рамках программы передано в аренду 19 аварийных памятников архитектуры. К настоящему времени завершена комплексная реставрация 11 зданий, среди которых такие образцы городской застройки, как Большая Померанцевая оранжерея-казарма 2-го Московского кадетского корпуса, жилой дом учеников Московской военно-фельдшерской школы, флигель городской усадьбы Хлудовых. Сейчас продолжаются работы еще на восьми объектах.

Похожая практика применяется и за рубежом — например, в Италии существует закон, по которому государство берет на себя 40 процентов от стоимости всех реставрационных работ, а остальные 60 процентов ложатся на плечи владельцев самих зданий. Эта практика позволяет вовремя приводить в порядок исторические здания.

— Сегодня мы видим большой международный проект, в котором принимают участие и Италия, и Китай. Впервые мы сделали большой сводный стенд, посвященный формированию реставрационного сообщества по всей России, где представлены учреждения Министерства культуры, занимающиеся реставрацией по всей стране. Мы хотели бы, чтобы со следующего года в ней приняли участие и другие регионы России, где развивается реставрационная отрасль и восстанавливается наше наследие, есть все то, что является конкурентным преимуществом нашей страны, — заявил присутствовавший на выставке Denkmal министр культуры РФ Владимир Мединский.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру