По последним данным, в России сейчас работают 530 тысяч лифтов, включая 440 пассажирских. При этом износ последних составляет 30%, сообщил президент Национального лифтового союза (НЛС) Виктор Тишин. Но, что еще хуже, обслуживают эту устаревающую на глазах технику весьма сомнительные специалисты: монтируют, ремонтируют, устанавливают и т.д. В итоге можно утверждать, что потери — 70 убитых и покалеченных в лифтах за прошлый год — возникли не на пустом месте. Взять хотя бы трагедию, произошедшую в «Алых парусах» в 2016 году.
— «Алые паруса» являются показательным примером копившихся годами проблем, — констатировал первый вице-президент НЛС Алексей Захаров. — Руководство эксплуатацией лифтов не заинтересовано в профессиональной подготовке кадров. Так, электромеханику «Алых парусов» из-за которого произошла трагедия (по решению суда он получил 3,5 года), свидетельство о профессиональной подготовке принесли прямо на рабочее место: он не обучался ни одного часа! Можно констатировать: в подавляющем большинстве трагедий виновато некачественное обслуживание и многочисленные нарушения! Это — следствие отсутствия должной системы подготовки кадров лифтовиков!
Более того. До 2013 года все лифтовые хозяйства страны в обязательном порядке проходили государственную инспекцию промышленной безопасности. Был жесткий государственный контроль, а уровень подготовки персонала на голову превышал нынешний. Но в 2013 году лифты вывели из категории транспортных средств повышенной опасности, и начался тотальный хаос. Понимание, что его необходимо преодолевать, возникло лишь сейчас. И начинать эту титаническую работу, по словам специалистов, надо с перестройки системы образования, готовящей кадры для этой отрасли. Между тем у лифтовиков, по словам вице-президента НЛС Сергея Прокофьева, «сложились крайне сложные отношения с системой образования. Все прежние виды подготовки специалистов практически утрачены: государство перешло на болонскую систему, а деятельность системы образования чаще всего сводится к двум моментам: зарабатыванию денег и выпуску специалистов, невостребованных работодателями. Ребята обучаются на оборудовании середины прошлого века и по созданным тогда же методичкам и образовательным программам. Есть, конечно, качественные образовательные организации, но их единицы. В итоге основная часть персонала является самоучками, в то время как образовательные организации не учат, а торгуют дипломами».
При этом, добавил он, «Ростехнадзор устал отлавливать липовые документы и был вынужден издать распоряжение, чтобы свидетельства о прохождении курса подтверждались независимой оценкой полученных квалификаций».
Сейчас, подчеркнул он, государственная политика должна развернуть подготовку специалистов лицом к работодателю! Например, все нынешние образовательные программы, не соответствующие требованиям, должны пройти аккредитацию у работодателей. И в 2018 году мы решили запустить первый такой пилотный проект.
Среди других проблем профессионального обучения будущих лифтовиков работодатели называют также отсутствие утвержденного профессионального стандарта по лифтовым специальностям и поистине трагическую ошибку: прекращение обучения профессии электромеханика по лифтам. В итоге средний возраст специалистов этого профиля уже составил 50 лет и продолжает расти. Кто придет им на смену — бог весть.
В любом случае с возрождением системы подготовки квалифицированных специалистов лифтового хозяйства надо торопиться: в противном случае начавшийся год ждет новый скорбный список жертв подъемных устройств.