На снимках со спутников в районе вокзала видна яма с зеленой водой, больше похожая на кратер от метеорита. Удивившись, мы обратились в пресс-службу поисковика, в ведомстве которого находятся такие карты.
— Никакой ошибки нет. На спутниковых снимках площади видно углубление, похожее на котлован с водой, — его границы и отображены на картах. Прямо сейчас сложно оценить, в каком состоянии этот участок, — ответил PR-менеджер Дмитрий Горчаков.
Карты обновляются каждый день как штатными картографами, так и простыми пользователями. Естественно, творчество последних проверяется. И специалисты убедились, что водоем действительно существует. Ну или заполненный водой и снегом котлован, очень на него похожий.
Чтобы понять, откуда он взялся в центре города, нужно обратиться к истории площади у Павелецкого вокзала. А точнее, к ее многострадальной реконструкции.
В 2002 году под площадью начали возводить четырехуровневый торговый центр с патриотичным названием «Матрешка Молл». Раскопать землю у строителей получилось, а вот закопать не очень. В 2007 году 100% акций компании-застройщика выкупает другая фирма из Казахстана — и стройка встает: у ее руководителя внезапно вскрываются проблемы с законом на родине. По проекту нового хозяина, который так и не воплотили в жизни, там должен был быть ТРК на 1200 тыс. кв. м. Построить успели только 7 тыс., от остальных стараний на площади остался котлован. После кризиса 2008 года стройка была заморожена. Спустя пять лет столичные власти расторгли с девелопером контракт, но и тогда стройка не возобновилась. СМИ сообщали, что участком не удавалось заняться из-за судебных разбирательств компании-владельца и его контрагентов. В итоге долгострой власти города изъяли у собственника только в 2015 году. Интересно, что бывший глава Департамента СМИ и рекламы Владимир Черников предполагал, что владелец и не собирался заканчивать стройку. Якобы ему нужен был именно забор вокруг котлована, чтобы использовать его как рекламную конструкцию «с огромной аудиторией». Многоходовочка, ничего не скажешь.
![](https://static.mk.ru/upload/entities/2018/02/09/articlesImages/image/46/2c/46/1a/1756667a8ed57826f284eb26e22ec570.jpg)
Идеи, что же должно быть на площади, сменяли одна другую. В Сети есть описание грандиозного проекта, опубликованного в 2015 году. На самой территории у вокзала хотели разбить парк с амфитеатром, фонтанами и велопарковкой. А под землей... Под землей должен был появиться шестиуровневый торговый центр с транспортно-пересадочным узлом. На первом этаже — остановки общественного транспорта и автовокзал, а кроме того, кафе и точки торговли. Со второго по четвертый — магазины, кинотеатр, библиотека, музей, лекторий... Не хватает только зоопарка. На нижних этажах планировали сделать парковку. Внезапно в конце 2017 года появился новый, уже одобренный Архсоветом Москвы проект: три подземных этажа с парковкой и торговым центром плюс временные павильоны уже на земле. Городскую площадь хотят обустроить газоном и цветниками. Строительство планировали начать в этом году и завершить в 2020-м, о чем заявлял руководитель компании — заказчика проекта. Как удалось выяснить «МК», фирма еще не получала разрешения на строительство, а значит, сроки начала работ пока назвать нельзя. В пресс-службе Москомстройинвеста сообщили, что «градостроительно-земельная комиссия города Москвы на заседании 20 октября 2016 года согласилась с оформлением градостроительного плана земельного участка в соответствии с проектом планировки территории ТПУ «Павелецкий».
— Когда строительство много лет назад забросили, котлован естественным образом заполнился водой, — рассказывает москвовед Александр Фролов. — Более того, сейчас туда свозят снег, так что озеро к весне может и расшириться.
В пресс-службе Центрального округа нам подтвердили, что на Павелецкую площадь действительно свозят снег, но временно.
— Сейчас там стоит мобильный стеклоплавильный пункт, — пояснили в пресс-службе. — До весны ничего лежать не будет.
Однако к весне сколько-нибудь снега там все равно останется и он неизбежно растает. Не затопит ли тогда ближайшую станцию метро «Павелецкая», кольцевую и радиальную? Активист «Архнадзора» Юрий Еговор объяснил «МК», что обе станции — глубокого заложения и подъем на землю начинается далеко от вокзала. Однако для более точного прогноза неплохо было бы точно узнать глубину ямы.
Кстати, по словам Фролова, на картах XVIII–XIX веков видно, что в ста метрах от нынешней площади действительно было озеро. Оно подпитывалось речкой, которая текла от Даниловского монастыря. В конце XIX века по руслу этой речки была проложена Павелецкая железная дорога.
— Теоретически на площади действительно можно сделать некий водоем в рамках реконструкции, — продолжает москвовед. — Но на практике это вряд ли получится. Во-первых, озеро не будет иметь естественной подпитки, вода будет не очень чистой и купаться там нельзя будет. Во-вторых, рядом водоотводный канал и Москва-река, людям есть где гулять.