Версии затопления Тушинского тоннеля: "Солидная такая дырка"

Где мокро, там и рвется

Затопление Тушинского тоннеля водами Канала имени Москвы оказалось весьма деликатной катастрофой. Жертв вроде бы нет (тьфу-тьфу-тьфу). Метро ходит, свет не отключили. Правда, движение в самом тоннеле перекрыли. Зато какие фоточки с хлещущей водой получились!

А теперь серьезно. Когда этот номер «МК» подписывался в печать, последствия ЧП еще не были устранены. Ну а причину еще предстоит установить. Пока выдвигаются две основные гипотезы: либо системы Канала имени Москвы устарели, либо строители тоннеля напортачили. И та, и другая одинаково неприятны.

Где мокро, там и рвется

Как это было:

Около 11.00 утра в Сети появились первые сообщения: возле Тушинского тоннеля произошел провал грунта в шлюзе №8 Канала имени Москвы, залило тоннель и улицу Свободы.

12.00. Движение в тоннеле перекрыли в обе стороны. Власти города создали оперативный штаб, куда вошли МЧС, управление Канала имени Москвы, «Гормост» и ГИБДД. Появилась информация, что прорыв воды вызвало проседание грунта на площади 5 на 15 метров. Спасатели откачивали воду насосами.

13.00. Уровень воды в тоннеле достиг 20 см, грунт просел уже на 75 кв. м. Машинам и общественному транспорту пришлось искать пути объезда. Волоколамку перекрыли от МКАД из области до Ленинградки в районе метро «Сокол» — тут же образовалась пробка. Стало известно, что работы по откачке воды займут около шести часов, еще два уйдет на уборку территории. Сам тоннель предполагают открыть для машин только утром 11 января. На месте работают около 300 человек.

14.00. Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что происходит аварийный сброс воды из канала в шлюзе №8. После этого укрепят стену тоннеля, зачистят его от грязи и воды. Тем временем на место приехал Следственный комитет.

15.00. Поток воды удалось остановить. На месте работали тракторы, машины спасателей, сотрудники ведомства «Гормост», продолжалась уборка территории.

В сиянье мигалок канал серебрится...

…«Остров» жилой застройки, что находится между Рижским направлением железной дороги, Волоколамским шоссе и каналом имени Москвы, сразу после аварии практически вымер. Там и до этого не было особенно много людей и машин, а после перекрытия Волоколамки — единственной дороги в район — стало совсем пустынно. До шлюза номер 8, что находится при впадении канала в Москву-реку, доходишь, не встретив ни одной живой души. Только взгляд через улицу Габричевского в сторону шоссе выдает: что-то случилось. В той стороне — сплошное сияние от мигалок.

А вдоль берега канала можно ходить беспрепятственно — с поправкой, понятно, на запретную зону, ограниченную забором. Гуляют в основном пенсионеры с собаками и школьники после занятий.

— Туда не пройдете, — басит пожилой собаковод в пыжиковой ушанке. — Канал прорвало!

И действительно, на пересечении канала с Волоколамским шоссе — а это большая транспортная развязка — есть пешеходный мостик, по нему можно перейти в сторону бывшего Тушинского аэродрома, а ныне — стадиона «Спартак». То есть в «мирное» время можно, а днем 10 января — нет: двое росгвардейцев (настоящие «вежливые люди») аккуратно заворачивают всех пытающихся подняться. От шлюза слышится рев спускаемой через сливы воды.

— Промыло! — комментируют двое сотрудников канала, вышедших из-за оцепления. — Солидная такая дырка! Что делать, что делать?.. Штаны снимать и затыкать! Пока вся вода не вытечет, не остановится…

«Только без паники», — тут же добавляют они. Вода вытечет не из канала, а с одного участка, между 7-м и 8-м шлюзами.

Вниз, в недра развязки, — нельзя: полиция. Наверх, над каналом, тоже не получится — уже пытались. Дорога открыта только одна: на трамвай номер 6, единственный транспорт, связывающий с «большой землей» два населенных «острова» — Тушино в кольце каналов и Покровское-Стрешнево, зажатое между каналом и железными дорогами. Трамвая на остановке «Больница МПС» ждут человек тридцать — небывалое количество для середины дня. А ходит этот транспорт с перебоями: то три один за одним, то ни одного чуть ли не полчаса.

— Никогда такого не было, 50 лет тут живем, — удивляются женщины солидного, хорошо за 60, возраста, держащие в руках палки для скандинавской ходьбы. Тоже ходили вдоль канала, хотели вернуться в Тушино пешком, а не пускают.

— А что вы хотите, вода дырочку найдет! — смеется плотный мужчина в дубленке, их ровесник, с профессиональным фотоаппаратом. Нет, не журналист: хочет подобраться к размыву поближе, сфотографировать для друзей и для истории.

— Был социализм — ничего не текло! — добавляет фотолюбитель. — Тридцать лет демократии — и пожалуйста! Прочно, однако, зэки строили, раз тридцать лет разваливали!

Постепенно остановка превращается в филиал соцсети. Все уже видели, как вода затапливает тоннель, — в Интернете, конечно. Половина ожидающих трамвая — «не такие», то есть не на работу едут, а просто посмотреть на диковинную аварию.

— Хотя вот уже несколько лет там мокренько, в тоннеле-то! — добавляет женщина лет сорока. Она приехала в медицинский центр на автомобиле, а теперь машина осталась в зоне затопления, к ней никак не подберешься. — Зима пришла — сосульки появились, как сталактиты. Вода текла, значит. А тут хоп — и полило. Время настало!..

Трамвая все нет и нет. Так что ожидающие переходят к обсуждению вечных вопросов. Кто виноват? Ну, кто там отвечает за тоннели. Канал что, канал ни при чем, наверное. Что делать? А вот тут никто не знает. Чинить, но как?

— А вон уже сколько самосвалов щебня привезли, я видел! — смеется жизнерадостный фотограф-любитель.

Подходит трамвай. По широкой дуге заворачивает через развязку на улицу Свободы — и отсюда видно наконец место происшествия: в насыпи на берегу канала — черный квадрат где-то 5 на 10 метров. А чуть правее него — как раз выезд из тоннеля. Вода уже не хлещет потоком, как было в самом начале, но проезжая часть затоплена. На часах — 15.00, 10 января 2019 года.

Что это было?

По поводу катастрофы эксперты выдвигают две диаметрально противоположные версии. По мнению бывшего начальника управления Канала имени Москвы, а ныне сотрудника Тушинского гидроузла Ивана Радионова, проблема кроется в некачественной работе строителей, проводивших прокладку тоннеля.

— Причина прорыва дамбы может быть только одна, — пояснил «МК» Иван Радионов (в состав Тушинского гидроузла, где он работает сейчас, как раз и входит злосчастный шлюз №8). — Это нарушение норм при прокладке Тушинского тоннеля, который вели строители в начале нулевых годов. Мы с моими коллегами предполагаем, что во время работ была некачественно проведена гидроизоляция. Но чтобы это подтвердить, мы будем поднимать и изучать всю документацию, связанную со строительными работами. С самими дамбами проблем быть не может: 80 лет с ними все было нормально. Их возводили добросовестно, как египетские пирамиды…

К слову, хоть Тушинский тоннель и был построен «на века» в 30-е годы одновременно с сооружением канала Москва—Волга (ныне Канал имени Москвы), в районе шлюза №8, в нулевых годах началась его глобальная «достройка». Дорожники проложили еще два тоннеля: трехполосный, для движения прямо по Волоколамскому шоссе из центра, и двухполосный, для съезда на улицу Свободы (параллельно которому идет пешеходный проход). В отличие от старых тоннелей эти два не прямые. Тоннель к улице Свободы искривлен особенно сильно. К тому же при его строительстве канал осушали и срывали его насыпь.

Тушинский тоннель ушел под воду: апокалиптические кадры с места

Тушинский тоннель ушел под воду: апокалиптические кадры с места

Смотрите фотогалерею по теме

Кстати, заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков сообщил журналистам, что «в 2003 году здесь шло расширение Волоколамского шоссе, строительство тоннеля, возможно, где-то были допущены какие-то отклонения».

Возможно, версия с «плохими» строителями тоннеля и станет главной при разборе полетов. Но у экспертов есть и другая точка зрения.

— Шлюз — это сооружение первого класса ответственности, рассчитанное на эксплуатацию в течение 100 лет, — рассказал «МК» начальник отдела гидротехнических сооружений НИИ мостов и гидротехнических сооружений Владислав Филиппов. — По истечении этого срока оно требует либо немедленной реконструкции, либо полной ликвидации. Но в данном случае, на наш взгляд, шлюз не выдержал проверки временем, исчерпав свой ресурс гораздо раньше. У нас есть сведения, указывающие на то, что качество работ по возведению шлюзов на Канале имени Москвы оставляло желать лучшего: тогда были другие, более мягкие требования. В частности, в работах использовался бетон низкого качества — вместо щебня в нем был грунт, а это слишком мелкий заполнитель. По одной из версий, авария произошла в проходном канале, сооруженном на подходе к камере, вот по какой причине: обрушилась подпорная стенка подходного канала верхнего бьефа. Возможно, это произошло из-за нарушения целостности массива грунта. В результате под напором воды происходит вымыв грунта дамбы в сторону тоннеля. Шлюзы должны быть оборудованы контрольно-измерительной аппаратурой, позволяющей проводить мониторинг технического состояния. Наличие такой системы в «теле» дамбы позволяет отследить фильтрацию и процессы вымыва грунта.

Первый заместитель генерального директора ОАО «НИИ ВОДГЕО» и заместитель председателя правления Российского водного общества Игорь Нечаев тоже уверен, что к прорыву дамбы привело некачественное обслуживание:

— Любое гидротехническое сооружение предусматривает некое просачивание — нет абсолютно герметичных конструкций, это физически невозможно. Если есть просачивание, то есть и вымывание грунта. Возникает вопрос: как часто это вымывание нужно компенсировать и какие работы по восстановлению покрытия, по его изоляции надо проводить? Все это было построено почти 100 лет назад — в те времена никаких систем мониторинга и математического моделирования не было. Подобные сооружения требуют сложного наблюдения и профилактики, принятия тех или иных решений по восстановлению и ремонту. Вполне возможно, что все это не было принято. Тем более сейчас зима, перепад температур, могло где-то что-то замерзнуть — условно говоря, лед мог разорвать конструкции, и началась цепная реакция.

А директор ФГУП «Центр Российского регистра гидротехнических сооружений и государственного водного кадастра» Сергей Беднарук предположил, что к размыву грунта могло привести и увеличение напора воды:

— Фильтрация — это движение воды в толще грунта. Вода есть в грунте всегда, вопрос только, насколько это движение сильно. Когда оно становится сильным, то транспортирующая скорость воды становится достаточно большой для того, чтобы выносить частички грунта. Фильтрация зависит от напора воды. Сейчас там, как я понимаю, будут сбрасывать воду из канала, из шлюзов, уменьшат напор вплоть до полного осушения.

Кстати, буквально год назад была защищена диссертация «Методика ремонта подпорных стенок», подготовленная специалистом, изучавшим состояние соседнего шлюза — №7. Автор диссертации как раз указывал на невысокое качество выполнения работ по возведению дамб в 30-е годы прошлого века. И предлагал свои способы реконструкции — в частности, установку нагелей для укрепления стен. Нагели — это такие дополнительные шпильки, которые вставляются в просверленные в стенках отверстия-шурфы.

Тушинский тоннель затопило водой из шлюза: видео очевидцев

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27875 от 11 января 2019

Заголовок в газете: Где мокро, там и рвется

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру