Ушла вода горячая: десятки домов в ВАО отключат за долги

Коммунальщики объявили войну крупной частной управляющей компании

11.10.2019 в 18:40, просмотров: 8165

Главный столичный поставщик тепла и горячей воды 10 октября заявил, что готов ограничить поставки горячей воды в жилые дома, которые обслуживает частная управляющая компания «Юнидом». Причина — крупный долг со стороны этой управляющей компании. «МК» разобрался, как одна из крупнейших частных управляющих компаний столицы «дошла до жизни такой» и что угрожает жителям домов-«должников».

Дом 8, корпус 1 по бульвару Маршала Рокоссовского. Судя по официальным данным, управляющая компания — тот самый «Юнидом». На дверях — никаких тревожных объявлений.

— Вчера читала об этом в Интернете, — рассказывает Анна, жительница дома. — С соседями утром тоже уже успели обсудить. Но никаких объявлений, в том числе от нашего правления, не было. Надеемся, что пронесет.

По телефону диспетчерской «Юнидома» успокаивают: проблемы временные, до отключений дело не дойдет. Интересно, что жителей спешат успокоить и в МОЭКе: речь, как пояснили в пресс-службе, идет не об отключении, а о возможном введении ограничения на поставки горячей воды, а не тепла. Представители компании рассказывают, что такое жесткое заявление — лишь один из эпизодов длительной позиционной «войны» энергетиков с управляющими компаниями, просрочивающими платежи за тепло.

— Надеемся, что в течение ближайших 20 дней управляющая компания начнет уменьшать свою задолженность, — отметил представитель МОЭКа. — Проблема задолженности для нас стоит крайне остро: только две крупнейшие управляющие компании, «Дом-мастер» и «Юнидом», сейчас должны нам больше двух миллиардов рублей. А нам из-за этого не хватает оборотных средств на ремонтные программы, на обслуживание огромного энергетического хозяйства города.

Как отметили в МОЭКе, с начала года управляющей компании выставлено счетов на поставленное тепло на 600 миллионов рублей, а оплачено из них только 20. Новых траншей выплат энергетики добиваются только через судебные иски — после многочисленных оттяжек часть задолженности выплачивается перед самым судебным заседанием. Как результат — управляющая компания не определяется судом как неплательщик и к ней неприменимы санкции Мосжилинспекции, которая может покарать злостных должников лишением лицензии.

— Это не уникальная ситуация, — пояснили в МОЭК. — На начало сентября 2019 года из-за системных неплатежей мы ограничили подачу энергии в 190 организаций. Самая громкая история — Дом моды Вячеслава Зайцева, у них долг не так велик (1,3 млн рублей), но они его упорно не платят.

В энергоснабжающей организации заявили, что не знают, почему, если большинство жителей вовремя платит за тепло и горячую воду, управляющая компания на много месяцев задерживает платежи. Это действительно странно, учитывая, что по действующим законам выплаты по единому платежному документу (ЕПД) должны идти напрямую ресурсоснабжающей организации. Но объяснение этому есть, считает эксперт по информатизации ЖКХ Владимир Рязанский. Все дело в несовершенстве системы учета тепловой энергии, из-за которого управляющим компаниям приходится оплачивать «обогрев» воздуха и почвы.

— Главный вопрос — в том, как считать поставляемую в тот или иной дом тепловую энергию, — рассказывает Рязанский. — Если в доме есть исправный и зарегистрированный должным образом общедомовой прибор учета (ОДПУ), то он считает и передает в МОЭК температуру и объем приходящей в дом горячей воды, затем аналогичные показатели на выходе из дома. Далее на основе этих данных вычисляется объем горячего водопотребления и потраченные домом калории тепла. По ним, то есть «по границе дома», и выставляется счет управляющей компании. Другое дело, если такого прибора нет или он должным образом не зарегистрирован. Тогда эти же показатели замеряются не на границе дома, а на теплопункте, а ресурсоснабжающая организация выставляет управляющей компании счета по нормативу, установленному для общей площади дома. А пользователи, то есть мы с вами, оплачиваем тепло по другому нормативу, повышать который без наличия того же ОДПУ управляющая компания не может. В результате «отопление улицы» что через окна подъездов дома, что жителями (когда им «слишком жарко») управляющая компания вынуждена оплачивать из собственного кармана.

Решением этой проблемы могли бы стать долгожданные прямые договоры ресурсоснабжающей организации (в данном случае — МОЭК) с владельцами квартир. По образцу оплаты электроэнергии, например. Но для этого энергетикам нужно решить массу логистических и управленческих задач — в ближайшие годы, по оценкам Рязанского, этого не случится. Пока же громкие заявления и судебные разбирательства держат жителей в постоянном напряжении — хотя, по сути, мало кто верит, что в мирное время в Москве «власти допустят» отключение горячей воды за долги. Власти и не собираются допускать: по некоторым данным, в подготовке домов «Юнидома» к зиме участвовали в этом году районные «Жилищники». А энергетики и подавно заявляют, что с государственными организациями им несколько проще.