Москвичам показали секретный российский супермобиль и «дедушку всех джипов»

В столице прошла очередная выставка старинных автомобилей

«Место и время встречи изменить нельзя!» Этот девиз явно по душе организаторам выставки «Олдтаймер-галерея». Невзирая на все нынешние проблемы, вопреки коронавирусным «страшилкам», как всегда в начале марта в парке «Сокольники» прошла очередная, уже 29-я по счету, экспозиция старинных автомобилей и технического антиквариата.

В столице прошла очередная выставка старинных автомобилей

На сей раз, «гвоздем программы» стала военная тематика. В преддверии 75-летия победного завершения Великой Отечественной войны организаторы выставки устроили для посетителей военно-технический фестиваль «Моторы Победы». Его экспозиция объединила в себе экспонаты, представленные десятками музеев и клубов исторической реконструкции. Причем часть экспонатов военного времени была специально отреставрирована к этому событию.

В огромном зале демонстрировались не только боевые и армейские машины, участвовавшие в той войне (советские, а также поставлявшиеся в СССР по ленд-лизу), но и другая техника, использовавшаяся в те годы на фронтах и в тылу: телефоны, радиостанции...

Вот знаменитая «полуторка» ГАЗ-ММ – ее военный супер-упрощенный вариант. Ради удешевления и сокращения времени сборки грузовика на заводе в годы войны отказались, например, от установки дверей в водительской кабине. Их заменили примитивными брезентовыми пологами. Вместо штампованных округлых крыльев стали ставить простенькие сварные Г-образной формы. Убрали также одну фару – правую. И конструкцию кузова сделали попроще: откидывается только задний борт. Зато двигатель на этом грузовике устанавливали более мощный по сравнению с его довоенным образцом – 50 лошадиных сил.

Очень мало сохранилось до нашего времени «Комсомольцев» – легких артиллерийских тягачей Т-20. Эти «малыши» предназначались для буксировки орудий и были специально приспособлены для действий в боевой обстановке: «Комсомолец» имел бронированный корпус, защищающий от пуль и осколков, а также собственное вооружение – пулемет ДТ.

Весьма необычный внешний вид у «английского армейского «грузовика общего назначения» Morris-Commercial C/8, поставлявшегося в армии союзников. Моторный отсек какой-то футуристической многогранной формы. Полноприводная машина имеет вдобавок две рамы, – как написано в техническом описании, чтобы « обеспечивать большую податливость при повышенных нагрузках на ходовую часть».

Еще одно «заморское чудо» времен Второй мировой, представленное в экспозиции: «дедушка всех джипов» – американский Bantam BRC-60 образца 1940 года. Машина стала победителем конкурса для автоконструкторов, объявленного летом 1940-го американским правительством. В преддверии назревающей большой войны американской армии требовался компактный внедорожный автомобиль. Условия конкурса были очень жесткие: требовалось всего за 49 дней построить по предложенному техзаданию опытный образец. В итоге уложиться в столь ограниченный срок смогла только одна фирма. В конце 1940 года на основе опытного экземпляра была выпущена первая партия армейских командирских джипов – 69 штук. Как раз одна из таких машин, ставшая теперь настоящим уникумом, представлена на «Олдтаймер-галерее».

Больше «шестидесятых» не производили. Конструкция этого внедорожника была переработана: ради снижения себестоимости производства и улучшения ремонтопригодности машины штампованные скругленные крылья и капот были заменены на угловатые, плоские формы. В результате этой и других переделок появился джип следующего, уже куда более многочисленного поколения – BRC-40.

На выставке демонстрируется Bantam BRC-40-4WS. Таких полноприводных командирско-разведывательных грузовичков грузоподъемностью 250 кг было выпущено 2605 штук. Из них более 500 американцы отправили в СССР по ленд-лизу для нужд Красной Армии. Неказистая с виду машина обладает выдающейся проходимостью: способна преодолевать подъемы крутизной до 45%, броды глубиной до полуметра. Представленный экземпляр – воистину уникальный. Это вариант «Бантама» с автономным управлением поворотом всех колес. Таких на заводе собрали всего 50 штук, а до наших дней сохранились лишь два. Благодаря своей удачной конструкции Bantam BRC-40 стал прототипом для многочисленных его «близнецов», выпускавшихся на заводах в Америке, Англии, в том числе и знаменитых «виллисов».

Наверняка привлекли внимание посетителей и еще несколько машин военного времени.

Например, Chevrolet G7107. Такие двухосные полноприводные армейские грузовики американского производства поставлялись в СССР по ленд-лизу. Однако им не суждено было завоевать такую же популярность, как легендарные «Студебеккеры» (хотя за годы войны в нашу страну было отправлено более 47 тысяч этих «Шевроле»). Некоторые из «американцев» использовались в армии вплоть до середины 1950-х, а в народном хозяйстве – до 1970-х.

Очень внушительно выглядит советский полугусеничный грузовик ЗИС-42М, выпускавшийся для нужд армии с 1942 по 1946 год. В общей сложности собрали более 6000 таких грузовых вездеходов. Из них сохранились единицы. Полностью восстановленный образец такого «грузовика-танка» смогли увидеть посетители «Олдтаймер-галереи».

Демонстрируемые на выставке ряды армейской техники не ограничивались лишь машинами времен Второй мировой. Посетители могли увидеть также и «доисторическую» военную технику – например, натурный самоходный макет первенца советского танкостроения, выпущенный в 1929 году легкий танк для непосредственной поддержки пехоты Т-18 (он же МС-1 – «малый сопровождающий»). Такие «игрушечные» боевые машины составляли в конце 1920-х основу танкового парка Красной Армии. Некоторые из них дожили до Великой Отечественной и даже принимали участие в боях против гитлеровцев.

В рядах «Моторов Победы» оказалось даже «то, чего не было». – Уникальные опытные образцы советской армейской техники, так и не пошедшие в серию. Очень симпатично смотрится джип УАЗ-3171Д, спроектированный специалистами Ульяновского завода на рубеже 1980-х. Трехдверный внедорожник с постоянным полным приводом, новыми по сравнению с прежним «козликом» колесными редукторами (они позволили увеличить дорожный просвет до 325 см) и зависимой рессорной подвеской. Таких вездеходов заводчане собрали всего 4 штуки.

Рядышком – «собрат» уникального «Уазика». Тоже уникальный УАЗ-3972. Полноприводной микроаватобус, собранный в 1984 году, мог бы стать преемником нашей бессмертно «буханки», однако машину на испытаниях забраковали. Так и остался этот «проходимец» существовать в единственном экземпляре.

Еще одним «уникумом повышенной проходимости» является представленный в экспозиции гражданский внедорожник – джип Москвич-415С. Машину «для колхозного руководства и охотников» начали проектировать еще в конце 1950-х на базе серийного полноприводного седана Москвич-410. Поначалу внешний вид этого внедорожника практически повторял знаменитый «виллис», но позднее столичные автозаводлцы создали свой оригинальный дизайн для такой машины. В 1973 году был выпущен опытный образец «четыреста пятнадцатого». Но в серию эта машина так и не пошла. Глядя на полностью восстановленный экземпляр советского джипа остается об этом только пожалеть: машина у наших конструкторов получилась очень симпатичная.

Последним торжественным актом, завершившим Великую Отечественную стал знаменитый Парад Победы, состоявшийся на Красной площади в июне 1945-го. Организаторы «Олдтаймер-галереи» использовали этот факт в качестве своеобразного «мостика», позволившего им связать «военную» часть экспозиции с иной тематикой. – На выставке представили важнейшие аксессуары всякого военного парада – автомобили для главных его лиц. В зале на стенде Гаража Особого назначения демонстрировалась уникальная кремлевская коллекция – полный комплект парадных кабриолетов, на которых в разные годы принимали парады наши главные военачальники – от ЗИСа времен Сталина до предмета современной российской гордости – огромного роскошного «Ауруса».

Кабриолет ЗИС-110Б стал одной из ярчайших «персон» советского автопрома. Именно такие специально спроектированные и оборудованные открытые машины в 1955 году впервые заменили традиционных до той поры коней во время проведения военных парадов на Красной площади. ЗИС выпускал кабриолеты серийно (хотя и малыми партиями), однако две «парадные» машины из ГОНа внешне заметно отличались от своих собратьев: их покрасили в серый цвет, совпадающий с оттенком шинели принимающего парад маршала.

Эстафету от ЗИС-110Б принял ЗИЛ-111В. На кабриолете, который демонстрировали на выставке, в 1960-е не раз проезжали по улицам Москвы советские лидеры со своими высокопоставленными гостями в окружении мотоциклистов почетного эскорта. А 14 апреля 1960 года именно на этой машине везли из аэропорта Внуково в Кремль только что завершившего свой орбитальный полет первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Завершающим звеном в ряду кабриолетов «для первых лиц» на выставке демонстрировался новейший AURUS Senat Cabriolet, выпущенный в 2019 году для участия в ежегодном параде Победы. Этот «супер-мобиль» имеет специальный режим движения, ограничивающий максимальную скорость 20 км/ч и обеспечивающий наиболее плавную работу подвески и переключение передач.

Еще одной «фишкой» нынешней «Олдтаймер-галереи» оказался зал, стилизованный под автомобильный салон 100-летней давности. Назад, в 1920-е! – Здесь коллекционеры автостарины выставили «бензиномоторы», век назад являвшиеся настоящими чудесами техники для наших прадедушек и прабабушек.

Эмоции, которые обуревают посетителя в этом зале, можно выразить коротко: роскошные авто!

В две шеренги здесь выстроились лимузины, кабриолеты, фаэтоны, родстеры, колесившие по дорогам США и Западной Европы около ста лет назад. Названия – самые легендарные: «Альфа-Ромео», «Роллс-Ройс», «Изотта-Фраччини», «Бентли», Лорен- Дитрих», «Испано-Сюиза»...

В общей сложности здесь представлено 12 чудо-машин. Некоторые экземпляры являются совершенно раритетными: таких было собрано на заводе буквально несколько десятков штук, а уцелели до наших дней и вовсе единицы.

Помимо внушительного, даже роскошного внешнего вида, эти авто зачастую имеют и собственные «эксклюзивные» технические «примочки».

Например, салон Isotta-Fraschini Tipo 8A S (1928 г.) оборудован «машинным телеграфом» со световым табло – устройством для общения водителя с пассажирами на заднем сидении, отгороженными от него застекленной перегородкой. На табло по желанию пассажира можно включать подсветку одной из команд: «Быстрее!», «Медленнее!», «Направо!», «Налево!», «Стоп!», «Домой!»...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру