— Продолжаем собирать мусор раздельно, благо у нас вроде народ более-менее соблюдает разделение по контейнерам, да и мы уже привыкли, — рассказывает лингвист Вера Мальцева. — Не слишком заморачиваемся, просто относительно чистые упаковки споласкиваем и складываем в один пакет и стекло, и пластик, и бумагу. Стекло хорошо бы отдельно от всего, но отдельный бак для него минутах в 15 ходьбы.
— Продолжаю собирать мусор раздельно, — подтверждает литературный критик Ксения Молдавская. — Но очень грубо: отдельно складываю только картонные упаковки и бутылки, пластиковые и стеклянные. Батарейки складываю до лучших времен в отдельный мешок.
Заметим, что энтузиастов раздельного сбора, которые начали практиковать это намного раньше января 2020 года, в Москве достаточно много, несколько десятков тысяч. Они, судя по всему, продолжают сортировать мусор, причем многие не на две фракции («вторсырье» и «все остальное»), как требует город, а на большее количество. Часть «не просящих хлеба» фракций — помимо батареек это стекло, макулатура, металл — копят до лучших времен, чтобы утилизировать правильно.
Но и обычная система двух контейнеров продолжает работать в прежнем режиме (причем бытового мусора стало не меньше, а даже больше — ведь едят и работают теперь в основном дома). И в том, что мусорных мешков нужно выкидывать два, можно найти свою прелесть. «Я продолжаю разделять на два пакета, — говорит университетский преподаватель Татьяна Бондарева-Кутаренкова. — Вынести вторсырье — еще один повод нос высунуть не в форточку».
Мусоропровод: возвращение
Тех, кто продолжает практиковать раздельный сбор мусора, — много (возможно, большинство — чтобы выяснить соотношение, нужно провести полноценное социологическое исследование). Но есть и те, кто по санитарно-эпидемиологическим причинам отказался от этой практики. «Перестали собирать раздельно, — отмечает фольклорист Алена Живица, — так как не выходим из дома ежедневно, а хранить в квартире негде. До карантина разделяли, контейнеры тоже никуда не делись».
— Начинали. Бросили, — признается философ и медиаменеджер Илья Переседов. — Кидаем все в один большой мешок. Выносим раз в неделю.
Отдельный вопрос — мусоропроводы: многие из тех, кто живет в домах, оснащенных этими устройствами, вовсе не переходили к раздельному сбору отходов. Именно потому, что все сыплется в один бункер, и раздельный сбор означает «носить мешки с мусором вниз самостоятельно». Сейчас появился еще один аргумент в пользу мусоропровода: так мы не выходим из дома.
— До карантина мусоропроводом в квартире почти не пользовались, — говорит историк и социолог Наталья Пушкарева. — А они в «сталинках» большие, надежные. Многие (борясь с тараканами) мусоропроводы заварили. А зря! Как раз в дни карантина очень оказалась нужная вещь. Пластиковые бутылки сминаю и складываю пополам; пластиковые 5-литровые емкости разрезаю ножницами в ленту, ее скручиваю — и туда же. Мусорки внизу, на 1-м этаже, дезинфицируют быстро и споро после того, как мусоросборники откатывают дворники к приехавшим за ними машинам. Короче: в старых домах все жильцы рады, что сортировка до них еще не докатилась.
Испытание для отрасли
Между тем московские операторы ТБО фиксируют рост числа смешанных бытовых отходов и, соответственно, падение объема отобранного вторсырья. И это неудивительно — прежде всего потому, что наиболее тщательно вторсырье собирают офисы и предприятия общественного питания (это, соответственно, белая бумага и пищевые отходы). А что с ними теперь? Правильно... Зато все эти отходы «перебрались» в обычные мусорные баки. В десятках районов столицы жители жалуются на дворников, которые по-прежнему переваливают смешанные отходы в баки вторсырья. Дворники по-прежнему оправдываются: а что делать, если место закончилось?..
К тому же еще недавно — до эпидемии — многие старались использовать меньше одноразовых пластиковых предметов. А сейчас одноразовые пластиковые перчатки, одноразовые же маски, да и пакеты для продуктов тоже — вопрос санитарной защиты от вируса! Поэтому рост объемов пластика операторы тоже фиксируют.
— Мы меняем наше отношение к отходам и возвращению к одноразовому миру в мейнстриме, но сейчас есть вот такая ситуативная история из-за угрозы жизни и здоровью, — говорит председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов. — Как только это все пройдет, то экологическая повестка будет наращиваться, так как санитария и экология — это темы двух смежных человеческих фобий.
По словам заместителя гендиректора оператора «Эколайн» Елены Вишняковой, за первые три недели карантина в Воскресенском районе Подмосковья и его окрестностях объем вывозимых бытовых отходов вырос на 36%, а в Москве домашнего мусора стало на 15% больше. С чем это связано — понятно: многие на период самоизоляции перебрались на подмосковные дачи, да и жители области, работающие в столице, сидят дома и на работу не ездят. Если сопоставить это с анонсированными отсрочками для граждан по коммунальным платежам — получается очень даже обоснованный повод тревожиться уже самим операторам.
И все-таки, скорее всего, новорожденная отрасль сортировки и переработки выживет: слишком много в нее вложено сил и средств. А вот привычка к раздельному сбору, похоже, может и «обнулиться» — Москва снова разделилась на энтузиастов-«раздельщиков» и индифферентных горожан. А это значит, что, когда карантин закончится, придется начинать все сначала.
- В целом, сегодня мы наблюдаем рост объемов ТКО, так как люди сейчас покупают больше продуктов и готовят дома, - отмечает Павел Рудась, исполнительный директор РусПРО (Ассоциации производителей и импортеров, осуществляющих самостоятельное выполнение нормативов по утилизации отходов от использования товаров и упаковки). - За ростом объема отходов пропорционально растет объем отходов упаковки. Оценки доли упаковки в ТКО разнятся, но средняя оценка – это примерно 35-40%. С учетом роста потребления продуктов питания дома, доля упаковки может вырасти, причем по всем фракциям: стеклу, картону, металлу и пластику. Особенно растет доля сервисной упаковки: упаковок от пиццы, бургеров и иного фастфуда. К тому же, сейчас добавился новый вид отходов – это маски, перчатки и прочие одноразовые медицинские изделия, требующие отдельного регламента утилизации. Роспотребнадзор рекомендует сортировать их в отдельный пакет, который необходимо отдельно хранить 3-5 дней, после чего выбросить в общий бак. Для таких отходов оптимальный способ утилизации — сжигание.
По словам Павла Рудася, упаковка, безусловно, требует переработки, а без раздельного сбора отходов этот процесс затрудняется. Несмотря на то, что сортировку проходит весь поток бытовых отходов, в смешанном мусоре вторсырье загрязняется пищевыми отходами — в результате утилизация обходится дороже, заводы по переработке недозагружены, а полигоны, напротив, принимают лишний объем мусора.
- Оптимальный способ разделения отходов, который нам нужно внедрить по всей стране – разделение в два потока, - добавляет Любовь Меланевская, исполнительный директор «РусПЭК» (Ассоциации «Промышленность за экологию»). - В один – пищевые отходы, во второй – неорганические, в том числе упаковку. Однако откатываться назад нельзя ни в коем случае. Если будет какое-то движение назад, то недавно образовавшиеся цепочки по утилизации отходов будут разрушены.
Если пожертвовать раздельным сбором, нацпроект «Экология» будет провален, так как достичь 36% утилизации отходов при текущем уровне всего в 5% будет нереально, подчеркивает Меланевская. При этом никаких рисков с точки зрения санитарной безопасности раздельный сбор не несет – соответствующую экспертизу и постановление вынесла недавно и Еврокомиссия. В любом случае, угроза от переполнения полигонов огромным объемом отходов куда более реальна.