Традиционные экскурсии по Москве исчезают: коронавирус поменял их формат

Нас ждут квесты, аудиопутеводители и видеогиды с географической привязкой

Еще каких-то десять лет назад при слове «экскурсия» люди представляли себе классический автобусный формат - «за два часа увидим основные достопримечательности Москвы и вернемся на вокзал к отбытию вашего поезда». А слово «краевед» означало социопатично-консервативную фигуру, интересующуюся только архивами и находящуюся в сложных отношениях с реальностью. С тех пор кое-что изменилось: стабильным и почти массовым спросом пользуются авторские прогулки по городу, которые проводят градозащитники, историки, искусствоведы. Одновременно сразу на пару поколений помолодело и краеведение — все вышеперечисленные городские активисты и историки фактически стали новым лицом старого слова. Но, кажется, в 2020 году мы на пороге новой революции — виной тому не только коронавирус, но и идея федеральных законодателей регламентировать в России проведение любых экскурсий.  

Нас ждут квесты, аудиопутеводители и видеогиды с географической привязкой

От дружеских прогулок в середине 2000-х годов и редких экскурсий на досуге в начале 2010-х авторы востребованных авторских экскурсий к 2019 году эволюционировали до постоянной загрузки по нескольку экскурсий в день практически без выходных и отпусков. Но с середины марта по середину июля экскурсии по Москве были невозможны из-за противоэпидемических мер. Все те, кто регулярно занимался проведением экскурсий - оказались обреченными изобретать онлайн-форматы. Ведь даже в архивах в такую пору не поработаешь: опять же карантин. 

- Пришлось эти сложности воспринять как шанс, - говорит историк-архивист Дмитрий Алексеев, запустивший в этом году онлайн-проект "Усадебная культура Москвы и Московской губернии" на базе Дома творчества на Таганке. - В отсутствие возможности проводить экскурсии «на натуре» мы придумали вечерние встречи-прогулки по интересным объектам центральной России с квиз-играми. Момент оказался удачным для начала сотрудничества с музеями — многие с удовольствием откликнулись, поскольку это были месяцы вынужденной «удаленки». Возможно, этот формат сохранится и дальше: он хорошо сочетает в себе досуг и просвещение, в том числе для семей и школьников. В то же время мы привлекаем людей из других регионов России к московской тематике, а это значит, что, когда полностью снимут ограничения, увеличится аудитория наших друзей-экскурсоводов. Потому что любовь к путешествиям нельзя отбить никаким дистантом или самоизоляцией.

Скачок популярности онлайн-форматов, пусть и вынужденный, в чем-то даже расширил возможности для экскурсий: так, «внепланово» появилась возможность провести несколько авторских онлайн-прогулок по Москве у одного из лучших краеведов, историка архитектуры Александра Можаева, который в последние годы живет за пределами России и приезжает в Москву лишь несколько раз в году. «Это настолько харизматичный человек, - делится постоянная посетительница его экскурсий Майя Фомина, - что я, когда он приезжает в Москву и ведет группу, готова даже взять отпуск за свой счет, только чтобы успеть на его прогулку. Онлайн, конечно, хуже оффлайна, но даже в таком формате это настоящее удовольствие».

Второй фактор, вынуждающий авторов экскурсий и уже появившихся туроператоров этого формата напрячься во всех смыслах этого слова — грядущее рассмотрение Госдумой нового федерального законопроекта о туризме, в котором предусматривается платная аккредитация гидов в каждом конкретном регионе. То есть авторские поездки, включающие в себя несколько регионов — такие проводят, скажем, исследователи усадеб или историки железнодорожного транспорта — будут требовать от их авторов сразу нескольких аккредитаций, что делает многие маршруты попросту бессмысленными.

-  Экскурсоводы не могут узурпировать право на профессиональную и творческую реализацию в жанре экскурсии у всех остальных жителей России: ученых, учителей, вузовских преподавателей, работников культуры, градозащитников, активистов и так далее, - отмечает основатель проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов. - А обязательная аттестация, к сожалению, по определению отнимает это право у всех, кто не аттестован. Далее, аттестация должна быть инструментом поощрения экскурсоводов и стимулирования развития отрасли, а не инструментом цензуры и ограничения гражданских прав. Обязательная аттестация, к сожалению, по определению становится инструментом цензуры.

- Возьмем живой пример: москвовед, автор множества востребованных экскурсий Татьяна Воронцова недавно проводила виртуальную экскурсию по Нескучному саду, - отмечает Дмитрий Алексеев. - Логично, что замечания по такой экскурсии должны давать специалисты по этой теме. Однако, если попытаться найти таких людей в среде профессиональных историков, весьма вероятно, мы зайдем в тупик. Историография о парке сравнительно небольшая, хорошо, если найдутся 3-4 специалиста по смежной тематике. Сколько же денег и времени в таком случае уйдет на обнаружение и оплату таких специалистов-экспертов, и кто за это платить будет, неужели сам аттестуемый?

- Экскурсия в XXI веке – это не только продукт туристической индустрии, - продолжает Айрат Багаутдинов. - Экскурсия – это медиа, которое может использовать любой человек для реализации своих знаний и творческого потенциала. Как и книга, статья, картина, песня, фильм – экскурсия свободна, принадлежит всем и не может быть отчуждена в пользу какой-либо группы. Этот тезис мне представляется самоочевидным с точки зрения естественного права. Разве не этого мы добивались, развивая и популяризируя нашу профессию?

Но если закон, предусматривающий аккредитацию экскурсоводов, все-таки будет принят, возможно, краеведение 2020-х годов получит новое лицо — чтобы уйти от лицензируемого формата классической экскурсии. «Краеведение - это и городские квесты, и настольные игры, и разнообразные блогерские практики, даже модные городские пространства, в которых молодые люди проводят время», - отмечает Дмитрий Алексеев. То есть квесты, онлайн-форматы дополненной реальности, аудиопутеводители и видеогиды с географической привязкой — все эти форматы останутся в распоряжении не профессиональных гидов, а авторов и краеведов. Но потерять возможность просто, без технических ухищрений, пройти по городу в компании знающего человека и обаятельного рассказчика — очень не хочется.