Десять лет, которые изменили Москву

Новая столичная реальность тесно связана с именем Сергея Собянина

Десять лет назад москвичи ездили в Европу не только для того, чтобы посмотреть на великие полотна в Лувре и Прадо или побродить по тысячелетним мостовым Рима. Очень для многих желанной целью путешествия было очутиться в европейской городской среде: аккуратные улицы с пешеходными зонами, бесшумный и чистый городской транспорт, раздельный сбор мусора и еще тысячи тех малозаметных на первый взгляд мелочей, которые создают общее впечатление от города, делают его уютным. Однако к концу 2010-х годов оказалось, что практически все, что так влюбляло в себя москвичей там, уже внедрено или внедряется здесь. Современная комфортная городская среда как одна из главных целей развития Москвы — это политика, которая в истории города уже накрепко связана с именем Сергея Собянина, который был утвержден Мосгордумой на должность мэра 21 октября 2010 года. И скачок, который в этом направлении произошел, такого масштаба, что, пожалуй, аналогов ему в истории города попросту нет.

Новая столичная реальность тесно связана с именем Сергея Собянина

Вряд ли кто-нибудь еще год назад предполагал, что подводить итоги «десятилетия Сергея Собянина» придется на фоне глобального стихийного бедствия беспрецедентного масштаба — пандемии коронавируса. Но те чрезвычайные обстоятельства, в которых наш город оказался синхронно со всем миром, стали для Москвы, в течение 2010-х годов модернизировавшей все контуры городского хозяйства и управления, хорошим стресс-тестом. По всем показателям — и по скорости оборудования новых госпиталей, и по гибкости внедрения различных протоколов лечения, и по адаптивности ограничительных мер, и по динамике их снятия при наличии возможности — Москва оказалась в числе лучших городов мира: в соответствии с опубликованным летом исследованием НИУ ВШЭ, столица России вошла в тройку наиболее хорошо перенесших удар первой волны пандемии мегаполисов планеты.

Успех ожидаемый: помимо хорошо выстроенной вертикали принятия решений, в Москве имеются еще два ключевых компонента успешного мегаполиса: опора в развитии на последние достижения урбанистической науки и выстроенная система коммуникации с жителями. В помощь недостаточно гибкой для нынешних времен системе самоуправления были созданы новые цифровые инструменты, вовлекающие москвичей в размышления, дискуссии, принятие коллегиальных решений относительно будущего Москвы. Все это делает город устойчивым, как никогда до этого в московской истории. Итогом этого пути стала зримая модернизация города: новые поликлиники, новые парки, реконструированные улицы и дворы. Электронные сервисы, ставшие настоящим спасением сейчас, в эпоху, когда необходимо минимизировать очные контакты. И это — тоже часть истории «собянинской Москвы». Которая отныне помогает своим жителям и на дачах — в этом году многие пенсионеры, живущие за городом, получили по льготным ценам дрова, а ко многим садовым товариществам проложены асфальтовые дороги. Став сильнее, Москва стала добрее и человечнее.

Город, в котором уютно

Одна из черт, которыми запомнится Москва 2010-х, — ремонт и благоустройство столичных улиц. За несколько лет действия программы, которая так и называется — «Моя улица», реконструировано 415 улиц, от больших городских магистралей и площадей до заповедных московских переулков. Начата большая работа по преображению набережных — скоро они повернутся к городу «лицом», станут полноценными общественными пространствами. Впервые за постсоветские годы в Москве появились новые пешеходные зоны, как в центре, так и в периферийных районах. Общая протяженность благоустроенных улиц составила 375,7 километра, а площадь благоустройства составила 2551,4 га.

— Когда мы реконструируем и делаем безопасными, красивыми, освещенными общественные пространства, они сразу начинают жить активной культурной жизнью, — пояснил Сергей Собянин экономическую подоплеку «Моей улицы». — Все те капитальные затраты, которые сделаны не на один год, а на 20–30 лет, окупаются в течение одного года.

Но экономика — не главное. Пешеходные и зеленые зоны делают улицу пространством, где приятно прогуляться. А это значит, что люди больше времени проводят на воздухе и меньше в транспорте, что напрямую влияет на здоровье горожан. Создание комфортной городской среды — вот истинная цель благоустройства улиц. И рост пешеходного трафика, новая популярность прогулок как вида досуга — свидетельство того, что программа работает.

— Людям снова стало комфортно гулять по улицам и любоваться любимым городом. И именно это — лучшая оценка нашей работы, — подчеркивает градоначальник.

— В больших проектах, связанных с изменением транспортной ткани мегаполиса, важна комплексная работа, — комментирует логистическую составляющую московского благоустройства Энрико Фонтанари, профессор урбанизма университета Венеции. — Не всегда это измеряется деньгами, это же может быть просто комфорт, повышение качества жизни. Экономика подтянется потом: рост престижности места, рост предпринимательской активности, увеличение числа туристов.

Чтобы было куда пойти

За 2010-е годы мы успели привыкнуть к тому, как из небытия возвращаются к москвичам легендарные, но полузабытые и почти разрушенные «места силы». Те места, куда многие ходили, когда были детьми, и давно перестали, потому что в постсоветской Москве им не нашлось места. Началось это с Парка Горького — кто вспомнит, каким заброшенным, заполненным ржавыми неработающими аттракционами местом он был не так давно? А потом пошли проекты сложнее и интереснее: ВДНХ, «Зарядье», в этом году — парк развлечений «Остров мечты» и Северный речной вокзал… Все эти площадки стали новыми местами притяжения для москвичей и туристов.

Фонтан «Каменный цветок» на ВДНХ.

— Жители часто спрашивали, когда здесь будут завершены работы, — рассказывает Сергей Собянин о Северном речном вокзале, реставрация которого действительно не начиналась до того момента, как парк передали Москве. — Около двух лет интенсивной работы дали свой результат; сегодня, можно сказать, такая жемчужина города возвращена москвичам.

Пожалуй, открытие СРВ и парка при нем стало самым отрадным событием «ковидного» сентября-2020 в Москве. Получилось действительно красиво: и вокзал отреставрирован (а заодно и вновь открыл свои интерьеры, в том числе знаменитые рестораны), и парк возвращен жителям севера Москвы, причем в облагороженном, обновленном виде.

Два года назад такой же радостью стало открытие парка на Ходынском поле — бывший аэродром долго оставался пустырем с неясными перспективами. А в 2017 году к своему дню рождения столица получила «Зарядье» — к настоящему моменту в этом парке побывало уже 30 миллионов человек.

Парк «Зарядье» пользуется огромной популярностью среди россиян.

Наконец, только сейчас завершается длительная и непростая история с реконструкцией Выставки достижений народного хозяйства; она началась еще в 2014 году — за это время на Выставке не только отреставрировали советские павильоны, но и разместили множество музеев, зрелищных и выставочных площадей. ВДНХ вернули не только внешний вид (чего стоят одни фонтаны!), но и функцию.

Во многом именно эти усилия привели к тому, что Москва, по оценкам международных исследователей туристической отрасли, вошла в число «восходящих звезд» — городов, которые отличаются развивающейся туристической инфраструктурой и имеют обширные перспективы для дальнейшей позитивной динамики.

— Российская столица имеет серьезный туристический потенциал, который пока недореализован, — отмечает руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL в Москве Татьяна Веллер. — Мы предполагаем, что, получив толчок в виде идеально проведенного чемпионата мира по футболу в 2018-м, Москва будет привлекать все больше внимания как восходящая звезда туристического небосклона.

Решают москвичи

Активно реформируется и та часть городской инфраструктуры, с которой каждый из нас взаимодействует ежедневно: дворы, скверы и другие общественные территории. Стартовавшая в 2018 году программа «Мой район», имеющая целью развитие городского комфорта во всех без исключения уголках Москвы, только за один 2019 год охватила порядка 2,5 тысячи дворов, 200 скверов и парков, а также другие общественные территории.

— Комфортная жизнь складывается из многих частей: дом, двор, магазин, детский сад, школа, поликлиника, парк, улица, транспорт, рабочие места, культура, спорт и природа, — отмечает Сергей Собянин. — Редко бывает так, чтобы все это было рядом с домом. Чаще всего чего-нибудь недостает. Поэтому программа «Мой район» — это не только благоустройство. Речь идет о комплексном развитии жилых районов Москвы.

Подход к каждому из районов индивидуальный. Анализ ситуации в районах, на основании которого в программу включаются те или иные работы, проходит при непосредственном участии жителей — проводятся общественные обсуждения, в том числе и при помощи цифровых сервисов. Агрегатором таких сервисов становится вкладка «Мой район» на городском портале mos.ru. «Нужно посмотреть в комплексе на каждый район, на все внутрирайонные связи и, посоветовавшись с жителями, по-другому осмыслить это пространство», — такой алгоритм предложил для работы мэр Москвы.

Эта модель развития может пригодиться и другим городам России. «Москва хороша тем, что в ней есть практически все прототипы городских структур. Здесь мы видим разные исторические периоды, разную архитектуру, разные подходы. В столице можно протестировать все, что угодно, чтобы затем предложить уже готовую методику другим городам», — считает Сергей Георгиевский, эксперт в области стратегического развития территорий.

Москва — город высоких экологических стандартов

Наконец, городская среда — это не в последнюю очередь то, чем мы дышим. И здесь изменения также разительны: по сравнению с 2010 годом выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в Москве сократились на 21,3%. А концентрация загрязняющих веществ уменьшилась зачастую в несколько раз.

— Экологическая революция произошла благодаря внедрению новых технологий, работе городских властей и росту экологической сознательности граждан, — резюмирует Сергей Собянин. — Москва стала первым российским регионом, запретившим продажу топлива ниже экологического стандарта Евро-5. Ограничен въезд в город и передвижение грузовиков с двигателями низких экологических классов, а подвижной состав общественного транспорта заменен на современные модели, в том числе и электробусы. Жесткие требования установлены и в отношении коммунальной техники. Огромный вклад в городскую экологию вносят сами москвичи, приобретая чистые и современные автомобили.

Одним из революционных в экологическом плане изменений стала недавняя реконструкция Московского нефтеперерабатывающего завода. «В 2010 году мы договорились о реконструкции завода, и все эти годы программа реконструкции последовательно выполнялась, — отметил мэр столицы. — Сегодня можно сказать, что раза в четыре улучшилась экологическая ситуация в районе завода. Сероводород, который отравляет и дает неприятный запах, практически на 98% устранен».

Уже сейчас специалисты фиксируют низкий уровень загрязнения воздуха в столице, рассказала директор по связям с общественностью ландшафтно-строительной компании Primula Елена Мерзлякова: «Среднегодовые концентрации тяжелых металлов ниже предельно допустимых, а содержание нефтепродуктов за 13 лет уменьшилось в пять раз. Кроме того, с 2011 года их содержание в Москве-реке сократилось в 1,3 раза. Это означает, что экологическая обстановка в Москве улучшается».

В ближайшие годы эта тенденция только усилится. Продолжается озеленение Москвы, парк электромобилей уже в ближайшие годы начнет вытеснять классические авто на двигателях внутреннего сгорания. Это значит, что в двадцатые годы XXI века городская среда в Москве должна стать еще более комфортной. И фундаментом для этого развития стали тенденции, заложенные в прошедшие десять лет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру