А я иду, «летаю» по Москве

Ключевым приоритетом Адресной инвестиционной программы на 2021–2023 годы является развитие транспортного каркаса столицы

Оказавшись в Москве какого-нибудь 2030 года, мы, пожалуй, узнаем ее с трудом — и то по знаковым ориентирам вроде Кремля, Останкинской башни, «Лужников», «Зарядья» и других масштабных объектов. Чтобы представить это, не нужно иметь машину времени. Достаточно оценить те грандиозные планы, которые заложены в программу городского развития на ближайшие годы. «МК» решил посмотреть на Москву вместе с ними.

Сергей Собянин поставил перед строительным комплексом две масштабные задачи. Первая — интеграция всех видов общественного транспорта в единую систему. Вторая — обеспечение высокой транспортной доступности абсолютно во всех районах города. Транспортные проблемы столицы копились десятилетиями. Но если в советское время и в начале 1990-х они не были столь заметны, то с ростом автомобилизации проявились особенно остро. Про печально знаменитые московские пробки оптимисты сочинили не один десяток анекдотов, а пессимисты высказали сотни гневных замечаний в адрес властей. И те их услышали.

За прошедшие 10 лет российская столица совершила настоящий прорыв в развитии транспортной системы. На 65% выполнена программа удвоения протяженности метро, рассчитанная до 2025 года. Более чем на тысячу километров выросла сеть городских дорог.

«Стройкомплекс Москвы активно развивает транспортный каркас столицы. Только с начала этого года мы построили 15,6 километра линий метро и шесть новых станций. До конца года планируем ввести еще три станции. Опережающими темпами возводим Большую кольцевую линию, «замкнуть» ее полностью планируем к 2023 году», — говорит заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

Совершенно новое направление — интеграция в сеть общественного транспорта железных дорог. Различные проекты и предложения на этот счет рассматривались последние 50 лет, но конкретные действия специалисты начали лишь при действующем мэре Сергее Собянине. Продолжается формирование системы городских магистралей с выходами на МКАД, принципиально отличающейся от привычной нам Кольцевой. Ее образуют Северо-Западная, Северо-Восточная, Юго-Восточная хорды и Южная рокада.

Ключевым приоритетом Адресной инвестиционной программы на 2021–2023 годы является развитие транспортного каркаса столицы

Самый простой способ показать город будущего — придумать необычное средство передвижения. Промчится по (или над?) Тверской летающий автобус, пронесется на 100-метровой высоте бесшумный поезд — и эпизод для фантастического фильма готов.

В реальной жизни подобные чудеса техники вряд ли появятся. Да и нужны ли они, если честно? Ведь транспортное будущее столичные власти обещают хоть и без летающих машин, но все равно светлое. В начале ноября правительство Москвы утвердило на ближайшие три года Адресную инвестиционную программу (АИП) — важнейший документ, определяющий строительные планы города. Ключевой приоритет — развитие транспортного каркаса города: строительство еще 25 станций метро и 270 километров дорог.

По своей сути такой каркас — это объекты транспортной инфраструктуры, связанные в единую сеть. Среди них подземное и наземное метро (последнее — на базе железных дорог), магистрали-развязки с паутиной общественного транспорта и объединяющие все это в единый комплекс транспортно-пересадочные узлы.

— Без постоянного развития транспортной системы невозможно представить существование такого мегаполиса, как Москва. Даже в самые тяжелые дни пандемии общественный транспорт работал. И мы продолжаем его модернизацию, несмотря на сложности, вызванные коронавирусом. С каждым годом все больше москвичей пользуются общественным транспортом, каршерингом, такси, потому что это быстро, удобно и комфортно. Мы будем и дальше повышать его качество — для этого закупаются новые машины, строится метро, появляются новые виды транспорта, — отмечает в своем аккаунте в Инстаграме мэр Москвы Сергей Собянин.

Метро

Разумеется, ключевым направлением в создании транспортного каркаса столицы является развитие Московского метро. Еще в 2011 году Сергей Собянин поставил задачу удвоить протяженность подземки и обеспечить шаговый доступ к этому виду транспорта не менее 90% горожан. Уже сегодня программа удвоения метро выполнена на 65%: за 9 лет для пассажиров распахнули двери 56 станций метро.

В ближайшие три года откроются еще 25 станций и 4 электродепо. В Адресной инвестиционной программе на эти нужды выделено 38,5% от объема бюджета.

В программу заложено строительство станций на Большой кольцевой линии (об этом читайте в нашем отдельном материале) и радиальных ветках. Наряду со станциями БКЛ в течение трех лет планируется построить участок Калининско-Солнцевской линии от станции «Рассказовка» до станции «Внуково», участок Сокольнической линии от «Саларьево» до «Потапово», станцию «Южный порт» и участок Люблинско-Дмитровской линии от «Селигерской» до станции «Физтех».

Центральные диаметры

Знаковым событием для транспортной системы Москвы стал запуск в 2016 году пассажирского движения по Московскому центральному кольцу (МЦК). Строители обновили пути, отремонтировали существующие и построили новые станции. Открыта 31 станция, на большинстве из них есть пересадки на метро.

Серьезным достижением стал проект Московских центральных диаметров (МЦД) — они соединяют столицу и ближайшее Подмосковье. Движение по МЦД-1 «Одинцово — Лобня» протяженностью 52 километра и по 80-километровому МЦД-2 «Нахабино — Подольск» открылось в 2019 году. Пассажиры уже оценили, что комфортабельные электрички имеют неоспоримое преимущество в скорости перед наземным транспортом, ездят с минимальным интервалом движения и строго по графику.

Сегодня готовы 60 станций МЦД, а до конца 2024 года планируется запуск еще трех направлений: «Зеленоград — Раменское», «Апрелевка — Железнодорожный» и «Пушкино — Домодедово». Как ожидается, общая протяженность всех пяти диаметров после завершения строительства составит 375 км, а число станций достигнет 186.

Городские дороги

Протяженность дорог Москвы составляет 3600 километров. Казалось бы, много — но только на первый взгляд. Российская столица занимает огромную площадь, и дорог ей нужно больше. В среднем площадь территории Москвы, которую занимают дороги, составляет 8%, а на периферии показатели снижаются до 2–3% — при европейской норме 15–20%.

Проблема недостатка дорог решается в Москве уже десять лет. С 2011 года ежегодно вводятся как минимум 100 километров новых дорог. Итог последнего десятилетия: специалисты построили больше тысячи километров дорог, без малого триста мостов, тоннелей и эстакад, модернизировали 15 вылетных магистралей и 17 «клеверных» развязок на МКАД. За счет организации движения по направленным съездам они «поехали» гораздо быстрее.

Снижать темпы строительства дорожных объектов правительство Москвы не намерено — их возведение также является важной частью планов на ближайшие три года.

— Огромное внимание в рамках утвержденной Адресной инвестиционной программы уделяется дорожному строительству, — подчеркивает заместитель мэра Москвы Андрей Бочкарев. — Это направление Сергей Собянин определил как одно из важных и для города, и для всех москвичей. В программе обеспечивается финансирование строительства 270 км дорог, 89 транспортных сооружений и 56 пешеходных переходов. Все они будут построены с 2021-го по 2023 год.

Северо-Западная и Северо-Восточная хорды

Один из способов решения транспортных проблем в мегаполисе — создание системы хордовых магистралей. Они более эффективны по сравнению с привычными москвичам кольцами. С одной стороны, хорды выполняют функции вылетных магистралей, обеспечивая выезд автотранспорта за МКАД, минуя центр города. С другой — перераспределяют транспортные потоки между вылетными магистралями, которые они пересекают. По мнению экспертов, система организации движения в виде хорд на 20% эффективнее, чем замкнутая кольцевая.

На сегодняшний день система хордовых магистралей готова на 72%, и, как отмечает глава Стройкомплекса Андрей Бочкарев, строительство хорд остается одним из ключевых проектов в сфере дорожного строительства на ближайшие три года.

— Сейчас в рамках строительства хордовых магистралей в эксплуатацию введены 190 км дорог, 98 транспортных сооружений и 54 внеуличных пешеходных перехода. Одна из наших стратегических задач на ближайшие годы — завершить строительство хорд, — подчеркивает Андрей Бочкарев.

На сегодняшний день Северо-Западная хорда (83 км дорог, 32 искусственных сооружения, 30 пешеходных переходов) полностью открыта для автомобилистов. Она связала четыре округа столицы: Западный, Северо-Западный, Северный и Северо-Восточный. Северо-Западная хорда прошла от Сколковского до Ярославского шоссе. С ее запуском на 15% разгрузились Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублевское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе, а также ряд центральных улиц, Третье транспортное кольцо и МКАД.

Северо-Восточная хорда (75 километров дорог, 58 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов) на данный момент строится. Она позволит перераспределить автомобильные потоки на северо-востоке столицы, разгрузит совокупно более 70 км дорог, в том числе улично-дорожную сеть в центре города, восточную часть МКАД и Третьего транспортного кольца. Хорда свяжет федеральную трассу Москва — Санкт-Петербург и перспективную трассу Москва — Нижний Новгород — Казань и создаст дополнительные выезды на них.

Сейчас строители возводят последний участок Северо-Восточной хорды, связывающий Открытое и Ярославское шоссе. По итогам рассмотрения всех возможных вариантов было принято решение проложить трассу в полосе отвода железнодорожных путей Московского центрального кольца. «Земельные участки, на которых проходит строительство, не входят в границы особо охраняемой природной территории Национального парка», — поясняет Андрей Бочкарев и уточняет, что строительство началось после получения всей разрешительной документации.

Ввод последнего участка Северо-Восточной хорды позволит объединить уже построенные части магистрали на севере и востоке столицы и запустить полноценное скоростное бессветофорное движение автомобилей через три округа Москвы. Новый участок сформирует связь между Ярославским и Открытым шоссе, перераспределит автомобильные потоки на северо-востоке Москвы, снимет часть нагрузки с вылетных магистралей — Ярославского, Дмитровского, Щелковского шоссе, шоссе Энтузиастов. Затраты времени на дорогу для жителей между северными и восточными районами Москвы сократятся более чем на 40 минут.

Северо-Восточная хорда имеет не только важнейшее транспортное, но и экологическое значение. Протяженность перегруженных участков магистралей сократится на 71 км, общегородской пробег — на 40 тысяч машин в час. Это положительно скажется на экологической ситуации в прилегающих районах, поскольку количество вредных выбросов сократится на 10%.

Вдоль трассы будет высажено 1850 деревьев и 9980 кустарников, в том числе в виде двухрядной живой изгороди. Для защиты фауны на участке, прилегающем к Лосиному острову, появятся свето- и шумозащитные экраны высотой 6 метров и дополнительные защитные сооружения, чтобы избежать столкновения животных и водителей. Кроме того, запланировано строительство пешеходного перехода, с помощью которого парки на северо-востоке города будут объединены в «Суперпарк Яуза».

Юго-Восточная хорда и Южная рокада

Юго-Восточная хорда (101 км дорог, 59 искусственных сооружений, 13 пешеходных переходов) также находится на стадии строительства. Ее запуск соединит 22 района и улучшит дорожную ситуацию между шоссе Энтузиастов и Варшавским шоссе. Юго-Восточная хорда также соединит крупные магистрали: шоссе Энтузиастов, Третье транспортное кольцо, Рязанский и Волгоградский проспекты, новую вылетную магистраль от «трешки» до развязки МКАД с Бесединским шоссе, улицы Подольских Курсантов, Липецкую и Дорожную, Симферопольское и Варшавское шоссе и магистраль Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе.

Большая часть Южной рокады (31,5 км дорог, 8 искусственных сооружений, 11 пешеходных переходов) уже введена в эксплуатацию. После завершения строительства оставшихся участков она соединит МКАД, Кутузовский проспект, Мичуринский проспект, проспект Вернадского, Ленинский проспект, Профсоюзную улицу, Варшавское шоссе, Пролетарский проспект, Каширское шоссе и Люблинскую улицу. Новая трасса фактически является дублером МКАД и Третьего транспортного кольца (ТТК).

Транспортно-пересадочные узлы

Рядом со станциями метро появляются полноценные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), обеспечивающие комфортную пересадку между разными видами общественного транспорта и даже автомобилем. В ближайшие три года общее число московских ТПУ увеличится на 33. В составе новых транспортно-пересадочных узлов появятся перехватывающие парковки, остановки наземного транспорта, объекты велосипедной и другой инфраструктуры.

По оценкам экспертов, создание системы транспортно-пересадочных узлов с удобными пересадками позволит снизить загруженность дорожной сети в среднем на 7%.