Опасность пандемии для общества обусловлена прежде всего тем, что число заболевших в тяжелой форме может превысить возможности системы здравоохранения. С этой точки зрения сейчас в Москве обстановка достаточно спокойная: число тяжелых случаев при «Омикроне» куда меньше, чем при предыдущих штаммах, а два года пандемии не пропали даром. В городе развернуто достаточное количество ковидных коек, есть и резервные мощности.
Именно поэтому цифры заболеваемости, которые при предыдущих волнах были бы катастрофическими — так, по состоянию на 29 января в Москве зарегистрировано 26 488 вновь заболевших, — сейчас не являются угрожающими для города.
— Вероятность летального исхода и необходимости госпитализации при заражении «Омикроном» намного меньше, — подтверждает врач общей практики Артем Коняев. — Чаще всего регистрируются симптомы, характерные для большинства ОРВИ: насморк, боль в горле, чихание, головная боль и повышенная температура. Пневмония случается сравнительно редко.
Вероятно, снижение «поражающих свойств» вируса в новом штамме — одна из причин его повышенной контагиозности, отметил на недавнем «круглом столе», посвященном «Омикрону», директор Института Пастера в Санкт-Петербурге Арег Тотолян.
Тем не менее меры предосторожности следует соблюдать в полном объеме, настаивают врачи. «Надо обязательно изолироваться, потому что в любом случае это ковидная инфекция, — подчеркнул врач общей практики Абу-Альджадаель. — Что будет дальше — пока нам неизвестно. Как будет вести себя вирус — никто не знает. Находиться дома — это определенная защита для себя и окружающих».
За прошедшие два года по всему миру перепробовали, кажется, все мыслимые способы противоэпидемической защиты и их комбинации — от полного игнорирования угрозы (помните «шведский вариант» весной 2020 года — увы, не оправдавший себя?) до полного же локдауна (который в качестве барьерного средства достаточно надежен, но труднореализуем в течение долгого времени). В Москве подход к эпидемиологической безопасности с самого начала был сбалансированным, учитывал лучшие мировые практики. За время действия режима повышенной готовности (он, напомним, введен в начале марта 2020 года) он неоднократно усиливался и ослаблялся — с тем расчетом, чтобы удерживать пандемию под контролем, не нанося чрезмерного ущерба экономике и социальной жизни столицы.
«Ограничительные меры в Москве предельно аккуратные по отношению к экономике города. Одно из достижений в борьбе с пандемией — перевели часть офисных сотрудников на удаленный режим работы. Закрывать музеи и другие культурные учреждения не нужно, QR-кодов достаточно. Ведь обладающие ими люди привились от ковида, а значит, могут чувствовать себя в безопасности», — сказал агентству городских новостей «Москва» руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
«Если ввести локдаун сейчас, последствия будут очень тяжелыми. Это грозит убытками, банкротствами и увольнениями», — заметил он.
Сейчас в Москве введен целый ряд антиковидных ограничений — тем не менее они и близко не соответствуют по жесткости первоначальному периоду — весне 2020 года. Причина понятна: здравоохранение Москвы гораздо лучше подготовлено к борьбе с коронавирусом, чем два года назад, а сами москвичи привыкли к базовым мерам безопасности и достаточно пунктуально соблюдают их.
Для тех, кто в зоне риска
Самая обширная группа москвичей, к которым применяются эпидемиологические ограничения, — люди старше 60 лет. К сожалению, это по-прежнему оправдано тем, что риски, связанные с коронавирусом, для пожилых людей наиболее высоки. Итак, москвичам старше 60 лет (а равно тем, у кого есть ряд хронических заболеваний) настоятельно рекомендуется соблюдать домашний режим. У этих людей (если только они не прошли вакцинацию) временно заблокированы льготные проездные (социальные карты).
— Коварство коронавируса, и «Омикрон» пока не исключение, — в том, что он может спровоцировать обострение хронических болезней, а именно в пожилом возрасте они, как правило, есть почти у всех, — рассказал врач общей практики Артем Коняев. — Поэтому домашний режим для пенсионеров вполне оправданная мера — особенно хотелось бы сейчас предостеречь от посещения поликлиник, если только можно потерпеть несколько недель.
Все виды помощи на дому, которые могут оказываться пожилым москвичам, по-прежнему — как и в первые месяцы пандемии — оказываются бесперебойно, рассказали в социальном комплексе правительства Москвы. Социальные работники и волонтеры получили мощное «подкрепление» в виде всевозможных дистанционных услуг и сервисов. Именно поэтому пока не возобновляется работа проекта «Московское долголетие» в закрытых помещениях: кружки, секции, студии продолжают жить активной жизнью, но в режиме онлайн. Благо не было бы счастья, да несчастье помогло: пандемия сделала все поколения москвичей привычными к «цифре».
Добавим, что эпидемиологические ограничения действуют, кроме людей 60+, на многие категории москвичей. Так, предприятиям и организациям по-прежнему предписано перевести не менее 30% сотрудников на удаленный режим работы. А многие работодатели ввели удаленку для всех, кто технически может работать в таком режиме. Конечно же, те, от чьей офлайновой работы зависит деятельность предприятий, продолжают посещать офисы и производства — но, в силу меньшего числа контактов с коллегами, они также находятся в большей безопасности.
Культура без опасности
В первую волну пандемии одной из наиболее пострадавших от ограничений отраслей московской жизни стала сфера культуры и искусства. Полное закрытие зрелищных заведений и запрет на какие-либо публичные мероприятия поставили под угрозу само существование многих таких организаций — тогда положение спасли массированные меры поддержки со стороны правительства Москвы и федеральных ведомств.
Сейчас в столь полном закрытии нет необходимости. Во-первых, отработаны протоколы частичной загрузки общественных мест — частичная рассадка, ограничение числа находящихся в зале. Во-вторых, успешно внедрена система «паспортов здоровья» — QR-кодов о вакцинации либо перенесенном заболевании, что в известной степени гарантирует безопасность человека для окружающих.
Поэтому ограничения продолжают действовать, но в сбалансированном режиме. По-прежнему запрещены массовые, крупные мероприятия в городе — такие как парады, акции, шествия, большие религиозные праздники. В то же время зрелищные, культурные, просветительские мероприятия и учреждения продолжают работать.
Мероприятия с числом посетителей более 500 возможны только по «паспортам здоровья» (при этом возможна 100%-ная заполняемость), а если число участников меньше 500, то QR-коды можно не спрашивать. Правда, без кода возможна только половинная рассадка: если требуется заполнить зал полностью (даже меньше 500 человек), «паспорт здоровья» обязателен.
Аналогичным образом по QR-кодам работают фан-зоны, танцполы и другие зрелищные пространства, где нет посадочных мест (без кодов посещение таких мест запрещено). Что касается театров и музеев — там обязательны «паспорта здоровья» и 70%-ная заполняемость.
За несколько месяцев работы системы QR-кодов к ней успели привыкнуть и учреждения культуры, и их посетители: уже практически не возникает сбоев системы, трудностей на входе, а очереди продвигаются быстро и достаточно комфортно. Нарушений немного: работает не только сознательность самих зрелищных учреждений, но и регулярные рейды по театрам, кинотеатрам, музеям, концертным площадкам, клубам и залам на предмет соблюдения антиковидных мер.
Существующие в Москве ограничительные меры для профилактики COVID-19 являются эффективными, необходимости в их ужесточении на данный момент нет. Такое мнение выразил агентству городских новостей «Москва» директор по взаимодействию с органами государственной власти сети «Азбука вкуса» Андрей Чурсин.
Едва ли не единственная практика, которая полностью запрещена сейчас в Москве из-за ковида, — курение кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных общественных местах. Это связано, разумеется, с тем, что это самый «контактный» вид досуга, причем полноценно дезинфицировать кальяны практически невозможно.
Медицина — справляется
Столичные поликлиники сейчас принимают на себя основной удар «Омикрона» — напомним, что больные этим штаммом редко нуждаются в госпитализации. При этом в поликлиниках Москвы нет очередей, жители получают медпомощь в тот же день — даже в самые загруженные часы ожидание приема не превышает 30 минут.
Такая ситуация — результат развития технологий работы с пациентами, их маршрутизации. Сейчас в Москве действует режим мобилизации медицинских работников: дежурные врачи ведут прием без выходных с 8.00 до 20.00, а фактически — «до последнего пациента». Прийти к дежурному врачу на прием без предварительной записи можно в любую поликлинику, даже если вы не прикреплены к ней, но она просто находится рядом с домом или работой. Чтобы обеспечить такую возможность, в поликлиниках работают в том числе врачи из стационаров, студенты и ординаторы.
В живой очереди к дежурному врачу можно и вовсе не стоять: если вам требуется медпомощь, можно записаться к дежурному врачу (это отдельный специалист, работающий только по записи) своей поликлиники при помощи системы ЕМИАС. Такая возможность есть на городском портале mos.ru, на сайте emias.info в разделе «Запись к врачу» и в мобильном приложении «ЕМИАС.ИНФО» в разделе «Запись».
Действуют и физические меры безопасности: потоки посетителей с симптомами ОРВИ и без разведены, а у всех входящих измеряют температуру бесконтактными термометрами.
Московские поликлиники перешли на новый уровень масочного режима: медики работают не в масках, а в полноценных респираторах, степень защиты которых намного выше. Такие же (одноразовые) респираторы предлагаются и входящим. Администрация поликлиник следит за социальной дистанцией и средствами индивидуальной защиты.
Итак, если у вас наблюдаются симптомы ОРВИ (напомним — «Омикрон» с этой точки зрения может быть похож на обыкновенную простуду), имеется несколько вариантов действия. Можно прийти к дежурному врачу в любую ближайшую поликлинику без записи и звонка либо записаться на конкретное время приема в свою поликлинику через приложение или сайт ЕМИАС.ИНФО или портал mos.ru. Но этот вариант — в силу того, что приходится контактировать с другими людьми, пусть и в маске — не оптимальный: специалисты советуют, если симптомы не тяжелые, избежать похода в поликлинику.
С 28 января в Москве можно дистанционно получить первичную медицинскую аудиоконсультацию врача и точно так же дистанционно открыть больничный без посещения поликлиники. Все, что для этого нужно, — заполнить заявку с помощью электронной формы на портале mos.ru. После этого с вами свяжется врач, проведет консультацию, оформит электронный рецепт на лекарства и автоматически откроет больничный по ОРВИ на 7 дней. Закрытие больничного также будет происходить дистанционно, после аудиоконсультации. Здесь также хорошую услугу оказала цифровизация: недавно больничные листы были переведены в электронную форму и могут быть направлены поликлиникой непосредственно работодателю. Если у вас симптомы ОРВИ и нужна очная консультация и осмотр врача, но вы не можете посетить поликлинику в силу маломобильности или тяжелого течения заболевания, — можно вызвать врача на дом, позвонив на линию «122».
Вызывать «скорую помощь», как это было при подозрении на ковид прошлых штаммов, теперь не нужно, считает вирусолог Анатолий Альтштейн. «Многие случаи заболевания, которые вызывает «Омикрон», действительно не так легко отличимы от простуды, от гриппа. Симптоматика примерно та же самая. И исход тоже достаточно легкий. Сразу вызывать «скорую помощь», наверное, не нужно при этом», — отметил врач. Между тем изоляция все-таки необходима, чтобы не провоцировать раскрутку «маховика» заболеваемости, полагает эксперт.
Пандемия коронавируса многому учит и специалистов (как медиков, так и управленцев, и экономистов), и всех остальных москвичей. На данный момент эксперты не могут спрогнозировать, станет ли «Омикрон» началом конца пандемии, или нас ждут новые опасные штаммы. Очевидно одно: разумный баланс личных и общественных мер безопасности — в частности, строгое соблюдение масочного режима, по возможности вакцинация, избегание ненужных контактов при сохранении всего разнообразия общественной жизни — это то, что останется с нами и после пандемии. Просто потому, что быть защищенным лучше, чем оставаться без защиты.