Большая. Быстрая. Наша

Большая кольцевая линия метро — рекорды и достопримечательности

1 марта президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин дали старт движению по Большой кольцевой линии Московского метрополитена. Это, с одной стороны, долгожданный проект — о новом пересадочном контуре начали говорить еще в 1980-х; а с другой стороны, построена линия была рекордными темпами. Неудивительно поэтому, что БКЛ с самого момента своего открытия оказалась не просто востребованной всем мегаполисом, но и во многом рекордной. Рассказываем о ее достижениях, в том числе мирового масштаба, и уникальных особенностях.

Большая кольцевая линия метро — рекорды и достопримечательности

Каждый крупный транспортный объект, построенный в мире, — достижение не только строительных, но и организационных технологий той страны, того города, где он открывается. Большая кольцевая — не исключение: построить столь крупный единый транспортный объект в сжатые сроки и интегрировать его в существующую систему — задача беспрецедентная.

Открытие БКЛ оказалось экзаменом на качество администрирования, умение привлекать силы и концентрировать ресурсы, который мэр Москвы Сергей Собянин и его команда успешно сдали. «Важнейший проект, сложный, тяжелый, но очень важный», — характеризует сдачу БКЛ сам градоначальник, подчеркнув, что речь идет об одном из крупнейших в мировой истории проектов метростроительства.

Напомним, основные работы по проектированию Большого кольца стартовали в 2011 году. Семь лет спустя по первым вновь построенным участкам пошли поезда с пассажирами, а полностью БКЛ была замкнута в конце 2022 года. Пуск линии с пассажирами прошел после всесторонних проверок работоспособности, как это и полагается при сдаче метрообъектов.

Дистанция огромного размера

Общая длина Большой кольцевой линии — около 70 километров. Сейчас это самое длинное в мире метрокольцо; второе по длине, еще недавно рекордное, находится в Пекине. Лишь на одном из участков — между «Каховской» и «Каширской» — поезда идут по ранее созданным тоннелям: этот участок с 1969-го по 1985 год был южным конечным звеном Замоскворецкой (тогда Горьковско-Замоскворецкой) линии. Позже он существовал в виде сначала вилочного ответвления той же Замоскворецкой линии, а затем как отдельная Каховская линия, состоящая из трех станций.

Для включения в состав БКЛ Каховская линия была закрыта на два года и подверглась полной реконструкции. Дело не в том, что тоннели были в плохом состоянии, нет; речь идет о моральном устаревании: Большое кольцо технически (прежде всего по коммуникациям, путевому устройству, сигнализации и блокировкам) на два поколения совершеннее старой Каховской линии. Поэтому начинку тоннелей и оборудование станций меняли полностью.

В остальном же Большое кольцо — это 143 километра тоннелей, построенных и оборудованных по стандартам 2020-х годов. Если вытянуть эти тоннели в одну линию, получилось бы однопутное метро, простирающееся за границы Московской области (например, 143 км — это дальше Серпухова).

Есть еще более впечатляющая «линейная» цифра: на БКЛ проложено около 25 тысяч километров кабелей — это больше, чем расстояние от Москвы до Чукотки, больше половины земного экватора!

Разумеется, — и это помнят все пассажиры метро — столь крупный линейный объект запускали не единым участком, а в несколько очередей. Но если поначалу масштабы пусковых участков были достаточно обычны для избалованных в последние годы запусками станций пассажиров мосметро, то в конце 2021 года открылся для движения просто гигантский участок: 20 км и 10 станций сразу, от «Мневников» до «Каховской». Это на данный момент рекорд по числу станций и протяженности одного пускового участка в истории московского метро.

И другие рекорды

Большая кольцевая линия была задумана в 1980-х годах под рабочим названием «Третий пересадочный контур» — ее траектория по первоначальным планам была несколько другой. Ни в перестроечные, ни в постсоветские годы Москва не могла позволить себе столь масштабное метростроительство. А когда ресурсы и команда, способная их саккумулировать, появились в начале 2010-х годов, карта столичных жилых районов и промзон, а соответственно и схема транспортных потоков, поменялась.

Стало быть, и линию частично перепроектировали, опираясь — впервые в истории московского метростроительства — на международное сотрудничество. При проектировании как применялись наработки европейских метрополитенов (в части дизайнерских тенденций, технологий строительства), так и учитывался опыт дальневосточных мегаполисов (КНР и другие страны).

Взять лучшие технологии со всего мира — в этом и была задача для Московской агломерации, обновляющей свой транспортный каркас по стандартам XXI века.

В итоге каждый из новейших отечественных поездов «Москва-2020» в сутки проезжает по БКЛ около 450 км — это чуть больше, чем расстояние от столицы до Нижнего Новгорода. На линии разрешены скорости до 80 км/ч (это не технически предельная скорость, а крейсерская, на которую настроено расписание и нормативы движения).

А полный круг по Большому кольцу поезд проходит приблизительно за 90 минут — за это время можно посмотреть средний полнометражный фильм или полноценный футбольный матч из двух таймов.

Для обслуживания БКЛ — и это тоже рекорд для Москвы — введены в строй сразу три метродепо общей площадью около 44,5 гектара. Это — продолжая футбольные аналогии — 62 игровых поля. Поезда «Москва-2020», снабженные расширенными салонными дверьми, зарядными устройствами для каждого пассажира и климат-контролем последнего поколения, проходят в этих депо полный цикл обслуживания и мелкого ремонта. Здесь же учатся на новейшей технике молодые машинисты.

Рекорды БКЛ касаются не только тоннелей, но и станций. В частности, теперь самый длинный эскалаторный подъем в московском метро — тоже здесь, на станции «Марьина Роща». Его длина 130 метров (предыдущий рекорд — 129 метров — принадлежал станции «Парк Победы» Арбатско-Покровской и Солнцевской линий).

Инновации и красота

Не все, однако, измеряется простыми цифрами. Большое кольцо для Московского метрополитена этапный проект не только потому, что это самая протяженная кольцевая линия и самый масштабный пуск за всю историю метро в столице. В ходе строительства применены новейшие технологические и эстетические решения, некоторые из них не имеют аналогов не только в России, но и в мире.

Так, например, уникальное достижение российских инженеров — амортизированная массивная плита, по которой движутся поезда БКЛ в районе «Москва-Сити». Эта конструкция, цель которой была максимально снизить вибронагрузку объединенных общим подземным пространством небоскребов делового центра, строилась одновременно с самим Сити — так, при запуске Большого кольца использовали созданные для него наработки «тощих» лет метростроительства.

Не менее революционна БКЛ и в эстетическом плане — авторы отказались от консервативного стиля оформления в пользу технократического дизайна XXI века (чего стоят, скажем, обнаженные чугунные тюбинги на путевых стенах «Савеловской» и «Рижской»). Тем не менее декоративные элементы не просто существуют — они поражают воображение: так, на «Электрозаводской» размещено самое крупное панно во всем Московском метрополитене (длина 163 метра, высота 7 метров). А украшением открытой еще в 2018 году станции «ЦСКА» стали скульптуры футболистов, каждая из которых весит около 1,5 тонны.

Сочетание технического совершенства и заботы об эстетике — вот истинная константа московской подземки. И в Большой кольцевой линии она соблюдена в полной мере. Новые станции ежедневно видят уже сотни тысяч пассажиров, которые с помощью БКЛ быстро и без лишней давки добираются из одного района столицы в другой, от станций МЦД или МЦК до места назначения. Линия открылась совсем недавно, но уже стала важнейшим, как и планировалось, транспортным контуром Москвы. А значит, сверхусилия последних лет были не напрасны.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру