В чистоте, да не в обиде

Кто и как убирается в московской подземке?

В декабре минувшего года стало известно, что четвертая часть всех станций Московского метрополитена может остаться без услуг клинеров. Все 4 тендера на предоставление клининговых услуг, ранее объявленные руководством столичной подземки, 21 декабря признаны несостоявшимися по формальным критериям. Известную красноярскую компанию, готовую побороться за самый крупный лот— 59 станций из 196, — не допустили до торгов, так как фирма в своей заявке не указала цену конкурсного предложения. Получается, что с 14 января эти станции просто некому убирать. Пока эксперты гадают, как метрополитен будет выходить из затруднительного положения, корреспондент «МК» спустился под землю и выяснил, что поддерживать чистоту на станциях — дело не простое. Залог успеха — железная дисциплина.

Кто и как убирается в московской подземке?

Станция Кольцевой линии метро «Киевская» не самая загруженная. Чтобы в течение дня сохранять чистоту на самой платформе, во всех переходах, на эскалаторах и входной группе, вполне хватает трех человек: двое работают внизу и еще один — у турникетов и в переходе под площадью Киевского вокзала. На других станциях количество уборщиков достигает восьми.

Рабочий день клинеров начинается в 8.00 — утренний час пик. Собственно, основная уборка делается ночью, когда метро еще закрыто. Только в ночное время возможно, не мешая пассажирам, задействовать проводные моющие машины, соскоблить наклейки и жвачки, тщательно обработать каждый закуток. Днем главная задача уборщиков — чистоту именно поддерживать. Хотя и это не просто.

С 8 до 10 утра клинеры собирают по станции крупный мусор: бумажки, пластиковые бутылки, газеты. В час пик другой работы выполнить и не получится — слишком уж велик поток людей. Кстати, поднимать всякое барахло с путей в обязанности уборщиков не входит. То же касается и уборки вагонов. Для этих целей есть специально обученные люди, а зона ответственности «станционных» клинеров заканчивается пресловутой ограничительной линией у края платформы.

В 10 часов утра, когда большинство горожан уже добрались до работы, клинеры отправляют мыть «наклоны» — так на профессиональном сленге именуются эскалаторы. Как их мыть, большинство из нас знает. Двое уборщиков, один за другим, едут на эскалаторе, попутно протирая балюстраду влажными тряпками. Подобную картину мы видели в метро сотни раз.

Примерно с 11.30 и до часа дня станцию прометают влажными опилками. По опыту профессиональных уборщиков, это самый удобный, самый простой способ собрать всю пыль, грязь и песок. Опилки заранее замачивают в ведре с теплой водой. Когда приходит время уборки, смесь просто высыпают в линию на платформе и двумя широкими щетками прометают ими всю станцию. Дабы уборщиков не застал врасплох подходящий на станцию поезд, во время работы они всегда двигаются против его движения.

В час дня из металлического бокса на платформе выгоняют моющую машину. Агрегат заправляют жидкостью с дезинфицирующим средством и последовательно, полоса за полосой, моют среднюю зону станции. К слову, что бы и когда бы ни мыли в метро, одновременная дезинфекция — обязательное условие уборки. Это требование Роспотребнадзора. В метро немало заразы, а вовремя остановить на входе очередного бомжа удается не всегда. Поэтому клинеры обеззараживают все, что только можно. В подсобных помещениях станции хранится немало канистр со специальной жидкостью.

С двух часов дня и до четырех вечера клинеры протирают турникеты, кассовые прилавки, входные стеклянные двери и углы в тамбурах. В 16.00 в метро начинается вечерний час пик, и уборщики снова принимаются за балюстрады, параллельно собирая мусор. И так по кругу до самой ночи.

Пока двое уборщиков внизу моют станцию, их коллега сверху весь день собирает окурки в переходе под площадью Киевского вокзала, тщательно выметает ступеньки, собирает мусор, по необходимости расчищает снег в пределах 5 метров от выхода на поверхность.

Все эти нехитрые манипуляции прописаны в ТПУ (технологическом процессе уборки). Все, что нужно делать работникам клининговой компании, так это строго следовать предписаниям. Метрополитен также обеспечивает уборщиков необходимым для работы инвентарем. За тем, как точно выполняются установки, следят дежурные по станциям и всяческие комиссии. В такой обстановке расслабиться хотя бы на минуту не получается. Клинеры, как правило, в подсобках не прохлаждаются. Обедают строго по одному. Если какую-то операцию заканчивают быстрее, чем положено, еще раз идут по станции в поисках мусора.

Чтобы держать работников в тонусе, по метро курсируют проверяющие от клининговой компании. Когда они в очередной раз появятся на станции, никто не знает — элемент неожиданности повышает работоспособность. До встречи с корреспондентом «МК» проверяющий Сергей успел объехать восемь станций, а все остальные обзвонил. «Я отставной военный, — поделился Сергей. — Люблю порядок». В клининговую компанию он пришел пару лет назад и с тех пор прививает военную дисциплину и подчиненным. «Стоит только полчаса не убирать — все, уже везде мусор», — считает Сергей.

По словам Сергея, текучка в компании небольшая. Уборщиками работают в основном выходцы из ближнего зарубежья. На условия не жалуются, да и за место держатся. Как только обосновываются на конкретной станции, уже не хотят никуда переводиться. Работа, конечно, сложная и порой утомляет повторяемостью, но если усвоил методы, выверенные годами, справляешься с ней без труда.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру