Организовали зря красный день календаря

В Софьинском поселении выборный участок оказался… полицейским

В сентябре мы впервые в новейшей истории «обкатаем» единый день голосования. Вот почему внеплановые выборы 10 февраля в сельском поселении Софьинское Раменского района Подмосковья можно считать некой репетицией грядущего всенародного волеизъявления. Ведь в красный день календаря нам предстоит выбрать и губернатора Подмосковья, и глав многих муниципальных образований. Насколько честной и открытой будет борьба за власть?

В Раменском районе все оказалось далеко от идеала. Об этом свидетельствуют и многочисленные звонки в редакцию «МК», и жалобы во все инстанции…

В Софьинском поселении выборный участок оказался… полицейским

Выборы главы Софьинского поселения, куда входит 20 раменских деревень, были назначены на 10 февраля по укороченной схеме.

Тут поясним. Еще в мае прошлого года местные жители встали на защиту своих интересов, потребовав отчета от местной администрации. Инициативную группу возглавил житель деревни Бритово, депутат городского поселения Октябрьский Люберецкого района Андрей Хромов.

Митинги протеста, депутатские запросы, выступление «МК» сыграли свою роль. В августе 2012 г. тогдашний глава поселения добровольно подал в отставку.

Чтобы обеспечить на этих выборах убедительную победу выдвиженцу от администрации Раменского района, решение это было принято в самый последний момент — 21 декабря 2012 г., всего за 1,5 месяца до волеизъявления. Включая сюда и новогодние праздники, и Рождество, и Крещение.

Нужно сказать, что обычно под предвыборную кампанию отводится 3 месяца. Однако в особых случаях допускается меньший срок, это и есть укороченная схема. Такие «особые случаи», конечно же, на руку муниципальным властям. Их кандидат, к тому времени проработавший и.о. уже 5 месяцев, успел себя как-то проявить в новой должности и где надо засветиться. А всякие там крикуны и популисты если и пролезут в кандидаты на пост главы, то времени на агитацию у них просто не будет.

Так, Андрея Хромова, выдвиженца от Софьинского сельского поселения, официально зарегистрировали только 6 января. Ну какие у него шансы на победу? К тому же вплоть до самих выборов ему приходилось больше отбиваться от разных обвинений, чем заниматься агитацией. ТИК Раменского района инкриминировал ему то подкуп избирателей, то подделку документов — все смертные грехи. Точка была поставлена только за три дня до голосования, когда Мособлсуд отверг все эти нападки.

Да, шансов у Андрея оказалось немного. Но совсем не по тем причинам, что для избирателей он явился темной лошадкой.

* * *

2 февраля был обнародован социологический опрос, который проводился ассоциацией социологов Московской области. В том числе в нем фигурировали и три вопроса, касающиеся сельских поселений в регионе. Ну так вот, по узнаваемости в Софьинском поселении Андрей Хромов, кстати, выдвинутый ЛДПР, имел 67%.

Кажется удивительным, что, не успев включиться в предвыборную гонку, развернуть агитацию, Хромов имел узнаваемость в поселении больше, чем у его основного конкурента. Который, как мы уже сказали, на тот момент почти полгода руководил поселением и, чтобы запомниться избирателям, приводил в порядок дороги, чинил крыши в избах и пр., и пр., и пр.

Однако ничего удивительного в этом нет. Андрей Хромов постоянно проживает в деревне Бритово, здесь выросли его дети. Как говорится, от людей на деревне не спрячешься.

Потом, в сельской местности острейшим образом стоит земельный вопрос. Почти каждый житель по праву считает себя обманутым пайщиком, поскольку в начале 90-х годов был вынужден задаром, за жалкие 10 тыс. руб., распрощаться со своим колхозным паем в 2—2,5 га земли. Ведь сегодня такой кусок в Раменском районе стоит миллионы! Где правда, где справедливость?

Как местная власть улаживает этот конфликт? Ровным счетом — никак! Даже те крестьяне, которые в свое время не обменяли земельные свидетельства на символические деньги (таких в поселении тоже немало), до сих пор не могут ее выделить в натуре! Соответственно, не в состоянии пахать и обрабатывать, кормиться с надела. Или, на худой конец, продать по рыночной стоимости.

Скажем больше: дороги в деревнях, линии электропередачи, трансформаторные подстанции и пр. объекты инфраструктуры в доперестроечные годы юридически никогда не закреплялись за собственником. Исповедовался исторический принцип коммунизма: все вокруг колхозное, все вокруг — мое.

Но теперь-то «блатные» и нувориши самовольно захватывают «ничейные» земли, оформляют в собственность и уже коренным обитателям предлагают платить за «услуги» — и за подъезд к дому, и за остальные «блага» цивилизации, как в деревне Холуденево, о чем инициативная группа узнала 25 января 2012 года на публичных слушаниях в администрации сельского поселения Софьинское. Куда бедному крестьянину податься?

Нашему брату не надо обещать золотых гор. Люди доведены до такого состояния, что рады самой малости. Например, свободному доступу к водоемам и лесам. В селе Софьино «хозяин земли» отрезал местным жителям береговую линию Москвы-реки, и туда деревенским уже не попасть. Кто может и должен защищать интересы простых людей? Подобные примеры и в других деревнях поселения. Вот вам и причина узнаваемости Андрея Хромова, его авторитета.

* * *

В общем, настрой у избирателей в канун голосования был вполне предсказуем. Однако результаты выборов 10 февраля оказались обескураживающими: из 6 претендентов на пост главы от разных партий Андрей Хромов занял второе место, набрав 16% голосов. А безоговорочную победу (более 70%) — представитель администрации Раменского района.

— В день выборов на наших трех избирательных участках творилось что-то невообразимое, — вспоминает Хромов. — На каждом было по 20—25 полицейских с оружием. А у здания администрации караулили 3 автобуса с омоновцами. Стоило мне появиться на участке, кто-то из сотрудников полиции сразу меня снимал на видеокамеру. Вдруг я начну дебоширить или скандалить? Хотя ни на одном из трех участков не было полагающихся веб-камер, а голосование велось без КОИБов — с «галочкой». 10 февраля нами было подано 75 жалоб и заявлений в УИКи, в протоколы попали только 24. В ТИК мы направили 20 жалоб на нарушения, но ни одна из них в протоколы так и не вошла. Кроме того, удалось отменить результаты голосования двух «выездных» урн из 9. Обращались в прокуратуру и Следственный комитет, реакции не последовало ниоткуда…

Но видео- и фотокамеры в тот день были не только в руках полицейских, но и у представителей партий, наблюдателей. И по сей день Интернет пестрит всякой информацией с избирательных участков Софьинского поселения.

УИК 2630. После общения с ТИКом комиссия переписывает итоговый протокол, меняя в нем число полученных жалоб с 15 на 0.

УИК 2629. Данные комиссии на 12.00 о выданных бюллетенях на 60 штук превышают реальные.

УИК 2628. До 14.00 комиссия отказывается регистрировать двух представителей ЛДПР и двух — «СР».

УИК 2628. С 10.00 начинается массовый подвоз избирателей на двух «ГАЗелях» с надписью «выборы». От наблюдателей подано заявление в полицию.

УИК 2629. Столы для подсчета бюллетеней огородили банкетками. По периметру встали 10 сотрудников полиции.

Андрей Хромов рассказывает, что территориальная избирательная комиссия отказывалась предоставлять документы для контроля над избирательной кампанией. УИКи, на территориальную глядя, также не давали списки избирателей, реестр желающих проголосовать на дому, свои собственные решения. А «выездные» урны сопровождали не наблюдатели, как предписывает закон, а по два сотрудника полиции.

— На участке №2628, где, как мы подозреваем, велись массовые фальсификации, удалили большую часть наших наблюдателей, — продолжает рассказывать он. — Мы перекрыли пути выхода членам комиссии. Туда съехалось огромное количество полицейских, которые, организовав «живой коридор», позволили счетчикам вывезти компрометирующие их документы. Было уже утро 11 февраля, все это видели местные жители…

— После того как официально обнародуются результаты выборов, оппозиция обычно уходит в сторону, — говорит Андрей Хромов. — Мол, бороться уже бесполезно, все равно ничего не добьешься. Даже если нарушений и фальсификаций было воз и маленькая тележка. Мы же хотим довести дело до логического конца. Будем подавать в суды, члены избирательных комиссий должны понести заслуженное наказание — уголовную ответственность или даже простой штраф. Пусть знают, что за нарушение их ждет неминуемая расплата и уже следующие выборы — не важно кого — президента, губернатора или главы района, — пройдут по-честному. Новый руководитель региона Андрей Воробьев вроде бы не делит политические партии на своих и чужих, пытается сформировать власть из инициативных и авторитетных на местах работников. Однако в районах не желают что-то менять и обновлять, изо всех сил цепляются за старое. Тогда зачем они вообще нужны — такие «выборы»?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру