Из памятника Сталину сделали монумент узникам ГУЛАГа

Мемориальный знак, посвященный памяти строителей канала Москва—Волга, установили в Дубне недалеко от Дмитровского шоссе

Торжественное открытие мемориала состоялось 15 июля. Материалом для монумента послужила часть бывшего памятника Иосифу Сталину, демонтированному в эпоху развенчания культа личности.

Мемориальный знак, посвященный памяти строителей канала Москва—Волга, установили в Дубне недалеко от Дмитровского шоссе
Это не первый памятник, при строительстве которого использовались элементы разобранного монумента Сталину. Фрагменты есть у памятника узникам фашистских лагерей и самолету-штурмовику «Ил-2».

Канал Москва—Волга возводили в 30-х годах заключенные ГУЛАГа. Гидроузел стал градообразующим предприятием и до сих пор остается главным поставщиком воды для столицы. Канал, соединяющий Волгу и Москву-реку, протяженностью 128 км, считается одним из крупнейших в мире. Построили его в рекордно короткие сроки — за четыре года и восемь месяцев.

Инициатором открытия мемориала выступил профсоюзный комитет трудового коллектива Волжского района гидросооружений филиала ФГУП «Канал имени Москвы». Идея увековечить память строителей канала стала предметом общественного обсуждения еще в конце восьмидесятых. Но в стране вскоре начался хаос, и о памятнике забыли.

По словам одного из авторов идеи проекта, председателя профсоюзной организации Волжского района гидротехнических сооружений филиала ФГУП «Канал имени Москвы» Сергея Герасимова, памятник должен был украсить Дубну еще в сентябре 2012 года. Но совместно с администрацией города было принято решение о проведении предварительных публичных слушаний. До этого установка культурных объектов проводилась без привлечения общественности, и у некоторых активистов возникали вопросы: почему было выбрано именно такое культурное сооружение и почему его разместили именно там. На примере установки памятника строителям было решено создать прецедент привлечения общественности к принятию такого рода решений.

Для торжественного открытия мемориала день 15 июля был выбран не случайно. 15 июля 1937 года началась эксплуатация канала Москва—Волга. В 2012 году объект отмечал 75-летие. Из-за проведения публичных слушаний презентация памятника была перенесена к 76-му дню рождения канала.

По данным НКВД, при строительстве канала погибли до двадцати трех тысяч заключенных Дмитровского исправительно-трудового лагеря. Если опираться на эти цифры, получается, что возведение каждых пяти метров гидросооружения стоило одной человеческой жизни. Несмотря на это, Сталин много лет взирал сверху на канал.

Памятный знак представляет собой инсталляцию из двух совмещенных (бетонного и гранитного) блоков времен строительства канала. Материалом для монумента послужили части демонтированного памятника Сталину. Блоки более полувека хранились на территории технической зоны Волжского района гидросооружений. Первый блок послужил основанием для второго гранитного блока в форме зубца кремлевской стены. В центре памятного знака прикреплена мраморная доска, на которой написано: «Героям и жертвам — память на все времена».

— Эта стройка была уникальна во многих отношениях, — говорит один из авторов проекта, Сергей Герасимов. — В тексте на табличке мы хотели обозначить, что строительство канала было сопряжено не только с трагическими моментами. Было в этом и немало героизма. А тот факт, что для монумента мы использовали часть разрушенного памятника Сталину, на мой взгляд, должен нести в себе определенный символизм.

Установку мемориального знака коллектив профсоюзной организации Волжского района проводил своими силами. Больших затрат это не потребовало. Кусок памятника Сталину был взят на территории технической зоны Волжского района гидросооружений. С ним ничего делать не пришлось. Потратились рабочие только на разработку мемориальной таблички.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру