Почему власти подмосковного региона с упорством внедряют единый проездной

Водители — по струнке, пассажиры — по «стрелке»

Процесс внедрения в Подмосковье единой транспортной карты (ЕТК) «Стрелка» продолжает будоражить областных жителей. Почему так резко подорожал разовый билет? Почему в транспорте не хватает валидаторов — считывающих устройств, а там, где они есть, карта не срабатывает? Почему пассажирам навязывают пластик, подчеркивая выгоду его использования, ведь многим жителям Московии было удобно брать у кондукторов разовые билеты или абонементы на 2–5–10 поездок — в зависимости от кошелька? На эти и другие вопросы транспортного обслуживания населения согласился ответить зампред правительства Московской области Петр ИВАНОВ.

Водители — по струнке, пассажиры — по «стрелке»

— Петр Валерьевич, кто автор идеи этой карты?

—Техническое решение и структура проекта определились в ходе неоднократных обсуждений с общественностью и переговоров с компаниями, внедряющими аналогичные продукты в других регионах, с банками, которые готовы были проинвестировать данный проект.

— Петр Валерьевич, вы считаете, что это положительный опыт, когда карта «привязана» к конкретному банку? Это уже похоже на монополию.

— Мы не случайно выбрали именно банковский институт. Перед началом работы мы проанализировали ситуацию в стране и знали, что в других регионах именно с тем, что транспортное приложение, работающее в форме электронного кошелька, выпущено не банковским институтом, были связаны основные проблемы. В результате конкурентных процедур победили условия, предложенные структурой Сбербанка РФ. Я убежден: то, что мы предлагаем сегодня жителям Московской области, — это действительно прогрессивно, это действительно современно. Да, идет первый этап внедрения, и какие-то сбои действительно есть, мы о них обо всех знаем и все их исправляем.

— Да, начиная с февраля у карты «Стрелка» было выявлено немало слабых мест...

— Считаю, что слабых мест у карты нет. Есть вопросы, связанные с исполнительской дисциплиной на уровне кондукторов и водителей, сотрудников компании-оператора. Этот вопрос существует, мы его контролируем. Мы ввели систему, которая стимулирует водителей и кондукторов к тому, чтобы работать с картой «Стрелка». Сервис, который позволяет пассажиру оперативно проинформировать диспетчеров о том, что водителем или кондуктором не выполняются требования по работе с картой. У нас есть обратная связь с пассажирами. Открыта горячая линия, которая сейчас работает, есть возможность написать обращение на сайт «Стрелки».

— Но чаще всего люди жалуются не на водителей, а на то, что карта не работает, не считывается валидатором — у нее плохое качество пластика?

— Действительно, в самом начале реализации проекта была выпущена партия карт, которые плохо «читались» валидатором, их было не больше 4 тысяч. Сейчас практически все карты уже оперативно заменены и вышли из оборота. Но, если у пассажира возникают трудности при считывании поездок, можно обратиться к водителю, который совершенно бесплатно обменяет бракованную карту на новую, денежные средства со старой бракованной карты будут перечислены на новую в течение трех дней.

— Допустим, что все это соответствует действительности. Но зачем при внедрении «Стрелки» убрали другие способы оплаты, которые при наличии единой карты, например, в Москве до сих пор очень распространены? Зачем аннулировали альтернативу в виде месячных проездных, карт на 2, 5, 60 поездок? Было бы справедливо, чтобы «Стрелка» в честной борьбе завоевала свой авторитет.

— Этот вопрос мы тоже прорабатывали. Одна из основных задач, стоящих перед «Стрелкой», — это обеспечение жителей Подмосковья единым способом безналичной оплаты проезда, который действует на всех транспортных средствах всех пассажирских перевозчиков независимо от того, по какому маршруту они работают: коммерческому или социальному. При наличии разных, одновременно действующих по разному принципу продуктов это невозможно. Для приема нескольких способов оплаты в автобусе должно быть несколько терминалов, так как в связи с разницей в программном обеспечении — а ранее действовавшие проездные работали на морально устаревшем программном оборудовании — интегрировать их нецелесообразно. При этом каждый вид карт требует отдельного технического сопровождения. Несколько терминалов, несколько схем приема оплаты за проезд — это огромная нагрузка на водителя, кондуктора, затраты человеческих ресурсов компаний, обслуживающих карты. Кроме того, проездные, про которые вы спрашиваете, никогда не принимались на коммерческих маршрутах, только на маршрутах, работающих по регулируемым тарифам.

— Сколько поездок или рублей на карте, когда ее покупаешь?

— Цена «Стрелки» фиксированная — 200 рублей: 80 рублей — залоговая сумма, а 120 находится на балансе карты, и пассажир может этими деньгами распоряжаться. Пополнение карт осуществляется через терминалы Сбербанка, QIWI, в салонах «Евросети», железнодорожных кассах, в «Почте Россия», а также через мобильное приложение «Стрелка», в котором есть функция «пополнить карту» и возможность в режиме реального времени отследить, обновляется ли баланс. Сейчас можно увеличивать баланс с банковской карты, но в дальнейшем будет работать функция пополнения и с телефона, уже реализовано СМС-информирование об остатке на карте «Стрелка».

— Наверное, не каждому под силу освоить эти хитрые схемы: платеж через карту, через Интернет, мобильные приложения... Что может быть проще покупки билета у водителя или уж в крайнем случае в специальных боксах, которые в Москве, к примеру, стоят почти на каждой остановке?

— 90% совершеннолетних граждан прекрасно с этим справляются — с такими, как вы говорите, «хитрыми схемами».

Небольшие сложности возникали лишь при использовании «Стрелки» для оплаты проезда на электричках. Для оплаты по карте необходимо предварительно через железнодорожную кассу записать на нее билет или абонемент, и только тогда по карте можно будет пройти через турникеты. Здесь проводилась отдельная разъяснительная работа, потому что пассажиры думали, что, если у них есть карта «Стрелка», они могут сразу идти через турникеты. Но турникет не понимает, до какой станции вы едете. Он не понимает, какую сумму считывать. Поэтому сегодня записать на карту поездку можно только через кассу, но в любом случае картой «Стрелка» можно оплатить поездку на железной дороге. Мы эту систему продолжаем дорабатывать.

— ЕТК выпущена только для железнодорожного и подмосковного наземного транспорта?

— В дальнейшем, если такое соглашение будет подписано, возможна интеграция с общественным транспортом Москвы. Технологически в программном продукте заложена возможность, чтобы проезд по «Стрелке» можно было оплатить в Москве, в том числе и в наземном транспорте и в метро, а по «Тройке» — в Московской области. В Московской области уровень проникновения карты с учетом всего подвижного состава «Мострансавто» и активного присоединения к системе коммерческих перевозчиков составил 43%. При этом уже сейчас реализовано 530 тысяч карт.

— Разве это показатель быстрых темпов?

— А разве нет? Проекту 1 августа исполнится всего полгода, а по карте уже совершается более 40% поездок в день.

— Читатели много жалуются на то, что в некоторых автобусах нет валидаторов и применить карту невозможно.

— Это касается лишь немногих коммерческих перевозчиков. Подвижной состав государственного перевозчика «Мострансавто» оснащен полностью, на 100%. Все коммерческие перевозчики, работающие по регулируемым тарифам — 31 в общей сложности, — принимают карту «Стрелка». Что касается нерегулируемых тарифов, из 189 перевозчиков 160 уже подписали договоры и внедряют на своих транспортных средствах возможность такой оплаты проезда.

- Реализация  «Стрелки» им может быть невыгодна. Безналичный расчет...

- Да, мы понимаем, что рынок и бизнес коммерческих перевозчиков, часто находится в сером сегменте экономики, когда выручка полностью не фиксируется перевозчиком. Когда вы попробуете устроиться на работу в коммерческую фирму, ваша зарплата будет на уровне прожиточного минимума, а все свои проценты вы будете получать за счет оплаты проезда вашими пассажирами. Безналичная же система оплаты проезда выводит коммерческого перевозчика из серого сегмента. Мы готовы к тому, что противодействие со стороны  тех, кто не хочет переходить на легальную работу,  возможно.

— Вы просчитывали, насколько пластик выгоднее?

— Здесь нельзя определить, на сколько процентов. Есть поездка на городских маршрутах, которая по карте «Стрелка» стоит 28 рублей, и есть приобретаемый за наличный расчет у водителя билет, который стоит 40 рублей. Каждая одиннадцатая поездка по «Стрелке» стоит на 2 рубля дешевле, то есть каждая из первых 10 поездок стоит по 28 рублей, с 11-й по 20-ю — по 26, с 21-й по 30-ю — по 24 и так вплоть до 18 рублей. Начиная с 51-й поездки пассажир до окончания месяца пользуется максимальной скидкой. Поэтому для пассажира, который считает свои деньги, это, естественно, выгодно. А если вы карту потеряете, вы можете ее заблокировать, перебросить свой остаток на другую карточку, то есть это и надежно, и эффективно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26875 от 3 августа 2015

Заголовок в газете: Водители — по струнке, пассажиры — по «стрелке»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру