«Эта дорога убьет заповедник»

В этом не сомневаются работники Приокско-Террасного биосферного комплекса и все, кто действительно переживает за судьбу уникального уголка подмосковной природы

20.09.2018 в 19:26, просмотров: 5054

Речь о дороге от местечка Данки, что километрах в 12 от Серпухова, до деревень Турово, Прилуки. Там заканчивается Серпуховский район и начинается Ступинский. Этот сегмент на картах региона выглядит еще и как часть дороги, соединяющей федеральные трассы М2 (Симферопольское шоссе) и М4 (Каширское шоссе). Последнее обстоятельство и сыграло с дорогой злую штуку. Но обо всем по порядку.

«Эта дорога убьет заповедник»

Во времена СССР на нее и внимания-то никто не обращал. Сначала тут тянулась типичная грунтовка, коих по сей день не счесть по всей России, потом тонкой прослойкой лег асфальт. Его быстро раздолбили нечастые в той стороне детища родного автопрома в виде «Москвичей» и «Жигулей». Когда времена резко поменялись и стал востребован чистый воздух, лесная тишина, а украшение здешних мест — Приокско-Террасный заповедник оказался своеобразным магнитом для чиновников, из тех, что повыше рангом, интерес к дороге начал расти. Сначала ее периодически латали, а потом нашелся местный нувориш, вхожий в высокие столичные кабинеты, добившийся без особого труда разрешения на обновление дороги. Не абы какого, а по зарубежным образцам. Так тому благодетелю приятнее было до загородного дома добираться в деревню Зиброво, которая тоже с заповедником соседствует. Это и сделали срочно вызванные в Серпуховский район финские специалисты, положившие такое шикарное полотно, которое по сей день мало где пострадало, хотя поток автотранспорта вырос многократно.

То было начало нулевых. Природоохранными проектами занималась в стране горстка людей, на которых порой смотрели как на чокнутых. Это к тому, что уже в те годы вдруг стало понятно: дорога резко нарушает заповедный режим. О какой тишине в период гнездования птиц или рождения молодняка у зверья может идти речь, если десятки машин все большей мощности летели через резерват с максимальной скоростью. Краны, бетономешалки, тяжеловозы с кирпичом и панелями — дачи на границе двух районов росли как грибы, хозяевам не до размышлений о природных потерях.

Теперь специальное уточнение: дорога проходит не где-нибудь средь деревень, а через Приокско-Террасный заповедник. Она на семикилометровом сегменте отрезала от него огромный кусок охраняемой земли. Здесь необходимо напомнить тот факт, что резерват одним из первых заповедников России в 1978 году включен в программу ЮНЕСКО «Человек и биосфера». То есть, с одной стороны, это федеральная земля с особым статусом и особым же охраняющим ее законом. С другой — наша страна, соглашаясь с этой программой, взяла на себя серьезные международные обязательства, нарушение которых всегда чревато.

И вот те, кому надо было с шиком и на скоростях попадать на дачи-дворцы, решили, что им тесновато на двухполоске, хоть и c высочайшим качеством выполненной финнами. В 2013-м прямиком в заповедник прибыла тяжелая техника, чтобы соорудить на старом месте новое полотно, но уже четырехполосное. Выяснилось, что и подписи необходимые уже получены. Остановило надвигающуюся дорожную реконструкцию коллективное обращение работников заповедника, Росгидромета, Академии наук РФ в Минприроды России. Далее вопрос решался уже с новым губернатором Московской области Андреем Воробьевым. Заповедник сразу оставили в покое, технику вернули к месту приписки — в Мосавтодор. А на самой дороге, там, где Серпуховский район заканчивается, дорогу для проезда в Ступинский перекрыли бетонными блоками. На этом настоял Приокско-Террасный заповедник. Потому что к тому времени по данному пути уже вовсю шел поток фур, которым так быстрее было попадать с одной трассы на другую, — никто словно не видел количества аварий и смертей на этой не приспособленной для таких нагрузок извилистой, по сути, лесной дороге. Она вся к нынешнему дню обставлена крестами, обвешана венками. Счет потерям в зверином сообществе вообще нереально было вести. От него в ужасе были только работники заповедника, убирающие с пугающим постоянством с полотна размазанных по нему зайцев, лис, ежей, сбитых косуль, оленей, кабанов.

«День сурка» вернулся с началом нынешней осени. На местном уровне вдруг возникла депеша к руководству Мосавтодора и минтранса региона: мол, в связи с многочисленными просьбами жителей предлагаем открыть сквозной проезд по дороге от Данков в Ступинский район. Так и пожарным машинам быстрее будет попадать к местам возгораний, и «скорая» доедет до местечка Малюшина Дача быстрее.

Заметим, что данный населенный пункт, кстати, находящийся в Ступинском районе, приведен в пример, похоже, исключительно потому, что жители серпуховских Турова и Прилук категорически против того, чтобы дорога расширялась и превращалась в полноценную бойкую трассу. Соответствующее письмо они отправили и местным, и подмосковным властям.

Не вникая в ситуацию, можно бы и впрямь поверить в благостность намерений проложить дорогу. Но простая логика подсказывает, что и «скорым», и пожарным логичнее выезжать на Малюшину Дачу из Ступина (см. схему). Хотя бы потому, что от Серпухова до нее 32 километра, а от родного райцентра — 14.

Однако звонок прозвенел, и все, кому это было выгодно, восприняли его как руководство к действию. Вновь на дороге появилась тяжелая техника: теперь уже для борьбы с блоками. Благая весть разнеслась далеко за пределы столичной области. Фуры быстро переориентировались. А вслед за ними на заповедную дорогу нацелились и мусоровозы. Потому что как раз накануне в Серпухове власти объявили о скором закрытии ТБО «Лесная». Куда повезут мусор? На Каширский полигон. Если ехать существующим сегодня путем — это 120 километров. Но если вспомнить про заповедную дорогу — 50. Догадайтесь, куда направится дополнительный автопоток?

Категорически против такой раскладки не только заповедник, но и сельхозпредприятие АО «Туровский», чьи земли местами также примыкают к дороге, но уже не в заповедной ее части, а в так называемой охранной зоне. У резервата проблем с этим соседом нет, земледелием здесь занимаются с соблюдением установленного режима. Директор предприятия Александр Шаковец рассказал, что за дорогу идет настоящая война. Кто-то ночью пригоняет технику, которая убирает блоки, а наутро их опять приходится возвращать на место. Конечно, и выслеживали тех, кто здесь самоуправничает, и прогоняли со скандалом — все пока впустую.

На днях срочно собрался координационный совет заповедника, вел который председатель партнерства «Биосферные резерваты Евразии» Михаил Брынских, в недавнем прошлом сам почти 25 лет этот заповедник возглавлявший. Устрашающие факты здесь прозвучали. Даже при том, что дорога заканчивается пока тупиком, по ней за сутки проходит более двух с половиной тысяч машин. А если данный сегмент заработает полностью? Да еще и с плотным вкраплением мусоровозов?

Вот данные мониторинга, предоставленные членом совета, заместителем директора заповедника по научной работе Юрием Буйволовым.

«По результатам научных исследований в Москве и Московской области можно утверждать: линейные коммуникации и прежде всего современные автодороги являются одним из основных негативных факторов сокращения биоразнообразия и ухудшения природных качеств ландшафтов, наравне с застройкой территории… Современные автострады М2 и М4 стали практически непреодолимым препятствием для большинства наземных животных и многих видов растений, особенно трав. Возможно, именно изоляция становится основным фактором снижения численности ряда наземных млекопитающих (зайца, куницы и других куньих, белки) на территории Приокско-Террасного заповедника. Известно, что при отсутствии возможности обмена особями изолированные группировки животных постепенно сокращают численность и исчезают».

Совет принял решение — вновь надо просить помощи у Минприроды России: ведь Приокско-Террасный заповедник, имеющий мировую славу, — федерального подчинения, является народным достоянием всей России. Иначе из-за резкого антропогенного воздействия с этого уникального природного комплекса снимут статус биосферного, как это случилось совсем недавно с Кавказским заповедником, который при подготовке к сочинской Олимпиаде буквально нашпиговали застройками, дорогами — вот и потеряли его высокое предназначение.

На совете вспомнили и привели кучу примеров, как во всем мире жестко блюдут неприкосновенность резерватов. Например, при въезде в американские заповедники вас встречает предупреждение: «Здесь не действуют законы штата. Это особая территория».

Прозвучали предложения практического характера: если пока полностью закрыть проезд по заповеднику нереально, стоит поставить автоматический шлагбаум и выдать местным жителям, дачникам из окрестных товариществ электронные ключи.

Нынешний директор Приокско-Террасного комплекса Евгений Григорьев подвел черту: останется дорога — исчезнет заповедник. Мониторинг показал, что ждать недолго осталось. Может статься, нашим внукам об уникальной территории и его уникальных обитателях останутся лишь слухи...

КОММЕНТАРИЙ

Поскольку резерват запросил поддержки у федерального Министерства природных ресурсов и экологии (туда ушло подробное письмо с описанием сложившейся ситуации), за комментариями в это ведомство обратился и «МК».

Как пояснили в министерстве, ответ на обращение будет дан в установленный законом срок, но в ведомстве на сей счет существует однозначное мнение: на заповедной территории действует особый режим ее охраны, который подтверждается основополагающими юридическими документами. В Положении о государственном учреждении «Приокско-Террасный государственный биосферный заповедник», подписанном 24 июля 2001 года, и в более позднем варианте «Об утверждении Положения о Приокско-Террасном государственном природном биосферном заповеднике» от 19 апреля 2018 года, четко сказано:

«На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе: строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий, дорог, путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедника».

Комментарий пресс-службы Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области

В соответствии с режимами использования заповедника, установленными Положением о федеральном государственном учреждении «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник», утвержденными Министерством природы Российской Федерации 24.04.2001 (ред. от 26.03.2009), на территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе: строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий, дорог, путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедника; при этом в отношении объектов, предусмотренных генпланом, разрешения на строительство оформляются в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Как уже неоднократно сообщалось, у Правительства Московской области нет в планах расширения (реконструкции) существующей дороги и строительства новых дорог на территории Приокско-Террасного заповедника.

Учитывая, что по территории заповедника проходит существующая дорога ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ «Серпухов – Данки – Турово», нарушения установленного Режима заповедника здесь отсутствуют.