«Для города развитие Новомосковья — один из важнейших и в то же время сложнейших проектов, — говорит глава столичного Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Сергей Шпилько. — Надо понимать, что многие объекты, которые находятся на этих территориях, более-менее успешно работали и до присоединения. Проблема заключается в том, как сформировать Новомосковье как туристический центр. То есть ответить на вопрос: зачем ехать в этот регион?».
В Новой Москве есть что посмотреть — здесь находятся 180 объектов культурного наследия, а также 18 старинных, но вновь отстроенных храмов. На новых территориях расположены усадьба Вяземского «Остафьево», или «Русский Парнас», как ее называл неоднократно гостивший здесь Пушкин, в Переделкине находится дом-музей Бориса Пастернака, где был дописан знаменитый роман «Доктор Живаго», в 1812 году близ деревни Кузовлево проходила линия обороны Тарутинского лагеря Кутузова.
Однако регулярных туристических маршрутов в Новомосковье пока нет и в ближайшее время не появится. Зато частые экскурсии из Москвы планируется организовать уже через полтора-два года. По мнению главы Комитета по туризму, магистральный туристический маршрут должен связать Москву и Боровск. «Фактически это будет дерево маршрутов, по которым люди могут проехать на личном или общественном транспорте, с конечной точкой маршрута в Боровске. Несмотря на то что Боровск не входит в территории Новой Москвы, он обладает впечатляющим культурным потенциалом. В полной мере система маршрутов заработает, когда в них появится потребность и будут решены транспортные проблемы. И наш комитет и турбизнес готовы к этой работе, — сообщил Сергей Шпилько. — Могу сказать, что участников рынка, готовых поднимать эту целину, немного, но мы всячески будем им в этом помогать». Как стало известно «МК», на данный момент уже проведены переговоры с калужской туристической администрацией и с администрацией Боровского района.
Сейчас в Новомосковье находится 10 гостиниц. Здесь возможно развитие лечебного, спортивного, рыболовного туризма, эко- и агротуризма, которые невозможно создать в городе.
Но главным магнитом, по прогнозу некоторых экспертов, для туристов могут стать именно культурные объекты. «Сейчас город разрабатывает документацию по памятникам и объектам зон охраны, — рассказал представитель НИиПИ Генплана Москвы Дмитрий Верховский, — дальше инвесторы и собственники будут разрабатывать проекты реставрации и приспособления, в том числе и под туристические цели. Здесь могут применяться те же программы, что и в Москве, например та же новая программа реставрации и приспособления зданий по принципу «рубль за метр».
Пока на территории Новой Москвы выделяются четыре территориальных бренда — усадьба «Остафьево», Переделкино, наукоград Троицк и Зосимова Пустынь. Заместитель генерального директора коммуникативного агентства АГТ «Эффективная коммуникационная инфраструктура туризма в Новой Москве» Владислав Шулаев внес рекомендации, которые будут учтены: «Пока неизвестно, будет создан в Новомосковье единый бренд или это будет многополисная система, но есть работы, которые необходимо провести независимо от того, какое будет выбрано позиционирование. Первоначальная работа, которая нужна даже старой Москве, — создание коммуникационной инфраструктуры. В нее входит создание путеводителя и отражение информации на мобильных картах и мобильных приложениях. Кроме того, Новой Москве нужно выделить ключевые мероприятия и внести их в общий календарь столичных туристических событий. Необходимо разработать систему навигации, этот пункт особенно важный и проблемный».
Туристы и жители старой Москвы испытывают большие проблемы с ориентированием на местности. Но и они не окажутся забытыми. Начальник Управления туризма и реализации госпрограмм Москомтуризма Игорь Козлов рассказал, что сейчас на федеральном уровне готовится проект единой городской навигации, которая облегчит передвижения по городу как москвичам, так и гостям города, которые раньше могли увидеть надписи на латинице разве что на схеме метро. Сегодня в Москве можно найти 144 двуязычных указателя в центре, их число будет увеличиваться. Кроме того, уже этой осенью в переходах подземки появятся 52 напольных указателя, направляющих к 14 туристическим объектам.
Как отметил проректор МГИИТ Александр Бандурин, в городе необходимо создавать не только грамотную систему указателей, но увеличивать количество информационных стендов и табло, интерактивных досок, а также внедрять в использование активные средства передачи данных, системы GDS и QR-коды.
Авторы проекта городской навигации отмечают, что в полной мере система заработает через 10–15 лет.