Сопротивление бесполезно

  В Древнем Риме была такая поговорка: “Лучше предупредить опасность собственными силами, чем потом, обиженному, прибегать к помощи суда”. Это к вопросу о том, что необходимая оборона у римлян признавалась естественным правом человека — если на тебя нападают, ты можешь защищаться любыми средствами.
     Чтобы понять эту простую истину, нам понадобилось загнать за решетку 2 тысячи человек. Именно столько осужденных, получивших срок всего лишь за спасение собственных жизней, томятся сейчас в колониях.
     Две недели назад вступил в силу новый Закон о необходимой самообороне, который разрешил гражданам защищаться от бандитов и хулиганов любыми способами, вплоть до убийства. Но это отнюдь не означает, что осужденные “за превышение” автоматически выйдут на свободу. Каждому из них еще придется доказывать, что его жизни действительно угрожали.
    
    
27-летняя Ольга Никанорова, жительница Чебоксар, отбывает наказание в женской колонии общего режима в небольшом приволжском городке Козловка. 4 года назад она убила одного мужчину и ранила другого. Ее приговорили к 7 годам лишения свободы. В колонии говорят, что ей здесь не место.
     Ольга в совершенстве владеет английским языком и до того рокового дня работала в солидной фирме. У нее университетское образование и интеллигентная семья: мать преподает в лицее, отец — ведущий специалист по лазерной технологии.
     Блестящее будущее Оли было перечеркнуто 1 марта 1998 года. В этот день у нее были показательные выступления по шейпингу: она занималась спортом для поддержания формы. Соревнования закончились поздно, и добираться домой пришлось на “частнике”. Ольга была с подругой, поэтому девушки без опаски сели в иномарку к двум молодым людям.
     По дороге они разговорились; парни — два Андрея — оказались весьма приятными кавалерами. Понятно, что расставаться, едва познакомившись, никому не хотелось. Но бары и кафе уже закрывались. Так что — по обоюдному желанию сторон — решили поехать в гости к одному из Андреев. Ольга, правда, согласилась не сразу. Да подружка оказалась заводной. Заладила: поедем да поедем. Ну и поехали...
     Стол особо не ломился: коньяк, закуска. Разговоров “о вечном” тоже не было. Так что Оля быстро заскучала и собралась уезжать. Но у парней, накачанных спиртным, были относительно девушек совсем другие планы.
     Ольга зашла в ванную помыть руки, и за ней тут же ввалился один из Андреев. Требуя любви, он стал сдирать с девушки одежду. Ольге удалось вырваться из рук насильника. Она — в одной юбке — забежала в комнату и увидела, что подруга лежит в объятиях второго кавалера. Было ли это сексом, что называется, по доброй воле или — как и в случае с ней — насилием, Ольга тогда не поняла. Она хотела одеться и убежать.
     Ольга схватила со стола нож и пошла в ванную, где остались ее кофточка и лифчик. Дорогу ей преградил Андрей.
     — У меня нож! — закричала Оля.
     Но парень даже не обратил внимания на ее писк. Он рывком притянул ее к себе, а она инстинктивно выставила нож. Лезвие вошло в грудь...
     Нож так и остался у нее в руках. А то, что происходило в ее голове, — наверное, хорошая головоломка для психологов. Сухие формулировки обвинительного заключения гласят: “Решив скрыть только что совершенное преступление и желая устранить Андрея Б. как нежелательного свидетеля, Никанорова вошла в комнату, где он находился с девушкой, и внезапно нанесла ему два удара ножом в спину. Однако парень сумел вырвать из ее рук нож и выбежать из квартиры, закрыв за собой дверь”.
     Увидев кровь, Ольга, 23-летняя “маменькина дочка”, безусловно, находилась в возбужденном состоянии. И зачем она пошла с ножом на того, второго парня, она теперь и сама объяснить не может. Тогда для нее они оба были угрозой.
     К счастью, ранения второго Андрея оказались не слишком тяжелыми. А вот первый умер.
     Ольгу обвинили в превышении пределов необходимой обороны и покушении на убийство. В общей сложности ей дали 7 лет лишения свободы. Срок приличный. Но больше половины она уже отсидела.
     Теперь, с введением нового Закона о самообороне, ее дело можно пересмотреть. Даже если предположить, что на второго парня она напала, “чтобы скрыть следы преступления”, формулировка эта теперь выглядит нелепо. Ведь получается, что “преступления” не было — она защищалась. Значит, ей и нечего было скрывать. А за ранение она уже свое отсидела.
* * *
     Не все просто складывается и у 24-летнего Мартина Карапетова, за судьбой которого следит наша газета. В июне прошлого года Мартин, защищая сестру и ее подруг от пьяных солдат-самовольщиков, убил двоих и ранил троих военнослужащих.
     Карапетов, напомним, был потомственным парикмахером и работал в Москве по специальности вместе со своей сестрой. В тот день, 23 июня, Мартин, его сестра и еще две девушки, работницы парикмахерской, отправились на дискотеку в районе улицы Бойцовой.
     Молодые люди веселились до утра. Когда же они вышли из увеселительного заведения и начали ловить такси, тут-то и попались на глаза компании пьяных солдат, усиленно расслаблявшихся в сквере. Семеро подвыпивших защитников отечества, увидев южанина и трех симпатичных девушек, пошли в атаку. Причем у “ухажеров” явно не было намерения просто познакомиться с представительницами прекрасного пола: хулиганы начали толкать парикмахерш, попытались повалить их на землю...
     Мартин попросил выпивох удалиться, но те еще больше распалились и вооружились палками. Ситуация стала критической. И тут один из солдат полез на парня с ножом, а второй тем временем натянул Мартину на голову его же куртку. Если бы у Карапетова не было навыков рукопашного боя, его бы наверняка убили. К счастью, парню удалось перехватить нож. Но силы все равно были неравные: его окружили сразу несколько человек.
     Мартин — по-прежнему с курткой на голове — беспорядочно размахивал ножом. Он не видел, куда он тычет, — только чувствовал, что удары достигают цели. В результате двое нападавших от полученных ножевых ранений скончались на месте. Еще троих пришлось госпитализировать с тяжкими телесными повреждениями. Милиция появилась на месте схватки буквально через пять минут, но Карапетов и не пытался бежать, а фактически добровольно сдался стражам порядка.
     В Преображенской прокуратуре Мартину предъявили обвинение в превышении пределов необходимой обороны. Но арестовывать не стали, взяв подписку о невыезде. Его дело было уже в суде, когда вышел новый Закон о самообороне. Фактически теперь обвинять Карапетова не в чем и суд должен автоматически прекратить его уголовное дело. Однако все не так просто.
     — Еще, оказывается, надо доказать, что угроза жизни Мартина действительно существовала, — сообщили нам родственники Карапетова. — Не то все равно осудят. А тут как назло наша судья заболела. Так что мы по-прежнему в подвешенном состоянии...
* * *
     — Хоть теперь и можно защищаться любыми средствами, — говорит адвокат Андрей Черняев, — но статью-то о превышении пределов необходимой обороны никто не отменял. Все равно надо доказывать, что твоей жизни действительно угрожали. И в случае со смертельным исходом — когда жертва нападения, защищаясь, убивает нападавшего — это делать по-прежнему сложно. Хорошо, если выяснится, что у нападавшего было какое-то орудие — нож, палка... Тогда угроза жизни налицо. А если это просто безоружный бугай? Доказывать, что у нападавшего и его жертвы разные весовые категории, — так, что ли?..
     В довольно затруднительную ситуацию попала на днях 17-летняя жительница Иркутска. Девушка, на которую напали двое насильников, зарезала одного из них и ранила второго. Но от уголовной ответственности ее пока никто не освободил.
     Семью, в которой разыгралась трагедия, благополучной не назовешь. Мать и дочь. Обе — в большей или меньшей степени — прикладываются к спиртному. Несколько дней назад мамаша устроила в квартире алкогольную вечеринку. Пригласила двух знакомых мужчин, так что за столом было, как говорится, “каждой твари по паре”.
     Хозяйка квартиры “вырубилась” быстро, так что развлекать гостей пришлось 17-летней Маше. Мужчины, будучи уже изрядно пьяными, решили устроить секс на троих. В планы Маши это не входило, и она, вооружившись ножом, попыталась отразить нападение мужчин.
     Несколькими ударами ей удалось нейтрализовать первого “любовника”. Клинок попал ему в горло, так что смерть наступила незамедлительно. Второму тоже досталось немало, но он остался жив.
     Девушка не скрывалась от милиции. Возможно, она уже знала, что теперь за самооборону ей ничего не будет. Однако прокурорские работники не столь категоричны.
     — Все, чем сейчас располагает следствие, известно со слов девушки, — сообщили нам в прокуратуре Свердловского района города Иркутска. — Мать ничего не видела, а второй пострадавший еще не пришел в себя. У него серьезные ранения. Когда он сможет говорить, возможно, появятся какие-то новые данные. К тому же надо провести необходимые экспертизы и исследования. Только после этого можно будет делать какие-то выводы.
     — А обвинение Маше предъявлено?
     — Пока нет. Мы еще не определились, какое обвинение предъявлять. Возможно, это будет убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, а возможно, что и в состоянии аффекта.
     — Но ведь если это была оборона, то, по новому закону, Маша должна быть освобождена от уголовной ответственности...
     — В том-то и дело, “если”. Мы пока не знаем, была ли это самооборона или что-то другое. Об этом мы можем судить только со слов Марии, у которой, кстати, этот случай с поножовщиной не первый. Не так давно она еще одного мужичка порезала... Так что нужны дополнительные доказательства. Если ее слова подтвердятся, она, безусловно, будет освобождена от уголовной ответственности. Мы же ее даже арестовывать не стали — она под подпиской о невыезде.
ЧЕМ МОЖНО ЗАЩИЩАТЬСЯ
     К оборонительному оружию, разрешенному российским законодательством, относятся (с правом ношения) газовые пистолеты, газовые револьверы и сигнальное оружие. Сюда же (без права ношения) можно отнести огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие. Правда, им удобно защищаться, только если бандиты ломятся к вам в квартиру: расхаживать по улице с двустволкой вам никто не позволит.
     Все вышеперечисленные предметы самообороны можно купить в том случае, если у вас есть соответствующая лицензия. Получить ее может любой желающий в ОВД по месту жительства, но для этого необходимо собрать кучу медицинских справок. Главное, чтобы вы не были психбольным, судимым или незрячим. Если по медицинской и уголовной части все нормально, то у вас есть шанс через месяц заполучить орудие самообороны.
     Безо всякой лицензии можно купить лишь газовый баллончик, электрошоковую дубинку и оружие со слабым (в смысле причинения вреда здоровью) поражающим действием. Такие средства продаются в специализированных охотничьих магазинах.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру