Россия и вто: осторожная спешка

Вступление России в ВТО, безусловно, является важнейшим внешнеэкономическим и внутриэкономическим событием, которое определяет будущее нашего государства и его народов. Стратегическим направлением политики России является интеграция страны в мировое экономическое сообщество. Российская позиция в этом вопросе однозначна и последовательна: Россия будет делать все возможное для скорейшего вступления во Всемирную торговую организацию на приемлемых для себя условиях.
Вместе с тем присоединение России к ВТО мы рассматриваем как очень сложный и уникальный процесс. Каким бы ни был интересным опыт вступления в эту организацию других стран, он не может быть безоговорочно применим к России. Тому есть ряд причин.
Объективно членство в ВТО наиболее выгодно тем странам, которые экспортируют готовую продукцию с глубокой степенью обработки и импортируют сырье. Благодаря ВТО они открывают для себя новые рынки сбыта и одновременно получают доступ к более дешевым природным ресурсам.
Поэтому ведущие промышленно развитые страны, и прежде всего ЕС как основной импортер российского сырья, безусловно, выигрывают от открытия огромного рынка России. В то время как нашей стране при нынешнем положении дел в отечественной экономике безусловное номинальное присоединение к ВТО может принести больше минусов, чем плюсов.
Если положительные стороны для России от вступления в ВТО носят, в целом, общий характер и растянуты на перспективу, то отрицательные последствия угрожают огромному количеству российских производителей товаров и услуг.
В этой связи членство в ВТО не может являться в России самоцелью, диктоваться какими-то сроками. Мы должны быть убеждены, что участие в ВТО реально улучшит условия нашего положения в международной торговле и обеспечит защиту российских товаропроизводителей и производителей услуг.
Не имея возможности коснуться в этой статье всего многообразия тех проблем и вызовов, с которыми Россия столкнется после вступления в ВТО, позволю остановиться здесь лишь на тех, которые неизбежно затронут именно моих избирателей.
Я был избран в Государственную думу Российской Федерации от Новороссийского избирательного округа Краснодарского края. Этот регион в силу благоприятных климатических условий традиционно обеспечивал практически всю Россию сельскохозяйственной продукцией: зерновыми, мясом, овощами, фруктами и т.д.
Достаточно сказать, что почти половина моих избирателей заняты в производстве продовольствия. Этот круг производителей больше других уязвим от часто меняющейся конъюнктуры российского продовольственного рынка. Либерализация импорта продовольствия из развитых стран, массированные поставки продовольственной помощи в последние десять лет привели к тому, что отечественные сельхозпроизводители оказались вытесненными с основных российских продовольственных рынков. Более 40% продовольствия, потребляемого сейчас в России, – импортного происхождения. В крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, эта доля составляет 90%. При этом качество импортного продовольствия поразительно низкое. По данным Государственной торговой инспекции Российской Федерации, в 2000 году забраковано из-за недопустимо низкого качества от общего количества проверенной импортной продукции: мяса всех видов – 54%, мясных консервов – 72%, молочных консервов – 81%, рыбных консервов – 56%. Особенно низким качеством отличается продукция, поставляемая в рамках гуманитарной помощи. Проверки показывают, что поставляемое таким образом свежемороженое мясо нередко содержит вредные для здоровья человека красители, консерванты, гормональные препараты.
Интересна динамика цен на импортное продовольствие. В 1996 году мясо птицы поставлялось по цене 1,1 доллара за килограмм, в 1999 – 0,67 доллара, а в 2000 цена снизилась до 0,51 доллара за килограмм. Будем реалистами: невозможно за это время в два раза снизить себестоимость мяса птицы из-за совершенствования технологии его производства. Российские производители продовольствия не в состоянии конкурировать с импортными поставками продовольствия из США и ЕС, т.к. уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей и экспортеров в 15–20 раз выше, чем в России.
Вступление России в ВТО только обострит проблемы отечественных производителей продовольствия и понизит и без того недостаточный уровень продовольственной безопасности страны. Россия должна обеспечить возможность осуществления государственной поддержки сельского хозяйства и субсидирования экспорта продовольствия на уровне, сопоставимом с соответствующим субсидированием в США и ЕС. Нынешний уровень государственной поддержки российского сельского хозяйства не следует считать базой для обязательств, принимаемых Россией при вступлении в ВТО, т.к. в силу кризисных явлений в российской экономике объем поддержки сельского хозяйства в последние годы не может считаться репрезентативным.
В России только наметился экономический подъем. Сельхозпроизводители, в т.ч. мои избиратели, надеются, что объем государственной поддержки сельского хозяйства и субсидирования экспорта в ближайшие годы будет нарастать. Российское правительство уже в этом году несколько раздвинуло эти рамки. Естественно, мы не можем в обозримом будущем отказаться от поддержки агропромышленного комплекса, что неминуемо приведет к дальнейшей деградации условий жизни значительной части населения в сельскохозяйственных регионах России, к неизбежному нарастанию социальной напряженности, к нарушению общественного согласия. Это слишком высокая цена за присоединение России к ВТО.
Это не значит, что в России не хотят развивать международную торговлю продовольствием. Однако зависимость страны от импорта последнего должна войти в безопасные рамки. И это тесно связано с защищенностью отечественных производителей от агрессивной иностранной конкуренции в течение адаптационного периода. Продолжительность такого периода не может быть единой по всей продовольственной номенклатуре. Она определится в ходе переговоров в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию.
Социальные последствия коснутся не только сельхозпроизводителей. Усилится конкуренция и у российских производителей промышленных товаров, что неизбежно повлечет сокращение производства в ряде отраслей промышленности: авиастроении, автомобилестроении, пищевой, легкой и др. Эта особенность драматична для работников градообразующих предприятий, которые с потерей работы лишаются всяких перспектив найти ее и обречены на нищету. Это накладывается на чрезвычайную неравномерность распределения доходов между различными социальными группами населения.
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) достиг беспрецедентной величины. Так, 20% наиболее обеспеченных российских граждан получают сегодня 47,7% всех доходов, а самых бедных – всего лишь 6,2%. Непродуманное присоединение к ВТО только ухудшит положение.
В апреле нынешнего года в Женеве на очередном заседании рабочей группы по вступлению России в ВТО был принят за основу проект одного из основных документов, который определит условия членства нашей страны в этой организации. Государства, работавшие над докладом об условиях нашего вступления в ВТО, предъявили претензии к российской практике двойного ценообразования на энергоносители. У нас еще с советских времен экспортные цены на газ, нефть, уголь, электроэнергию раза в два-три выше, чем на внутреннем рынке. По мнению партнеров по переговорам, налицо демпинг, когда низкая составляющая расходов на энергию позволяет российским экспортерам получать нечестное преимущество перед конкурентами. От нас требуют выровнять внешние и внутренние цены. Если это сделаем, то разорятся тысячи предприятий, работающих на внутренний рынок. И тогда на экономическом росте можно поставить жирный крест.
Другим концом устранение двойного ценообразования ударит по казне. Населению за свет и тепло придется расплачиваться по западным ценам, а разницу между доходами и вздорожавшими услугами должен будет погашать бюджет. Сейчас на внутреннем рынке энергетические субсидии для населения, в том числе и на Кубани, составляют порядка 50%, после принятия условий стран – членов ВТО они должны вырасти до 90%. Ни федеральный, ни региональные бюджеты таких трат не выдержат.
Кстати, пока в докладе об условиях присоединения России нет требования, связанного с так называемым социальным демпингом. Но, не сомневаюсь, к концу года и оно появится. Зарплата рабочих в России ниже западноевропейской примерно в десять раз. С точки зрения экспертов ВТО, это дает дополнительное преимущество. Если в стоимости экспортируемого товара доля оплаты труда составляет менее 20% (как у нас), то они имеют право вводить дополнительные таможенные тарифы. И тогда остается дилемма: либо хозяева наших предприятий разом вдвое поднимают зарплату, либо перед нашими товарами на западном рынке опускают шлагбаум. Последний сценарий, к сожалению, куда более вероятен.
Недавно вступивший в ВТО Китай уже предъявил свои претензии к России. Китайцы замахнулись на российский рынок труда и требуют его открытия для китайских рабочих. Можно себе представить сотни тысяч китайских гастарбайтеров в городах Дальнего Востока, Сибири, юга России, претендующих на условия и оплату труда наравне с российскими гражданами.
Во многих регионах нашей страны бытует мнение, что переговоры и решения в отношении присоединения к ВТО являются прерогативой Москвы, а последствия этого шага их не коснутся. Это глубочайшее заблуждение. Все неприятности, которые могут возникнуть после вступления России в ВТО, лягут прежде всего на региональных товаропроизводителей и производителей услуг.
В этой связи парламентский мониторинг правительственных шагов и условий присоединения России к ВТО должен быть более интенсивным.

ХЛЕБНЫЙ КРАЙ РОССИИ

Краснодарский край по праву называют хлебной и рисовой житницей страны. Агропромышленный комплекс Кубани является крупнейшим в России производителем и поставщиком сельхозпродукции и имеет развитую сеть переработки, хранения и торговли. Он в значительной мере определяет экономику края, занятость населения и уровень его благосостояния. Всего здесь возделывается свыше 100 различных видов сельскохозяйственных культур, в том числе виноград, чай, цитрусовые.
На Кубани лучшие в Европе черноземы, на которых в прошлом году была получена десятая часть всего российского хлеба. В 2001 году кубанскими хлеборобами собрано 7,7 млн. тонн зерновых культур. Кубанский АПК – это 25–30% российского производства сахара, подсолнечного масла, плодоовощных консервов. Это 1500 наименований продукции, 417 из которых соответствуют мировым стандартам. Его ежегодный оборот оценивается в 30 млрд. рублей.
Как подчеркнул губернатор края Александр Ткачев, выпуск продукции сельского хозяйства в 2001 году в действующих ценах составил 63 млрд. рублей, или почти $2,2 млрд. По сравнению с 2000 годом рост объемов производства составил 7%. В сельскохозяйственном комплексе создана производственная база и кадровый потенциал, способный при благоприятном инвестиционном климате производить 8–10 млн. тонн зерна в год, более 800 тыс. тонн скота и птицы в живом весе, 2 млн. тонн молока, 800 тыс. тонн овощей, более 400 тыс. тонн ягод и плодов и много другой продукции.
Сегодня функционируют 40 крупных, специализированных предприятий молочной промышленности, 23 мясной, 7 масложировой, 7 плодоовощной, 24 хлебопекарной, 35 пищевкусовой. Эти предприятия способны ежегодно перерабатывать около 2 млн. тонн молока, 600 тыс. тонн плодов, 600 тыс. тонн подсолнечника и другой сельхозпродукции.
Большое внимание уделяется в крае развитию животноводства. Выработана программа по его развитию на 2002–2004 годы, включая такие моменты, как полноценное кормление животных, воспроизводство стада, сбыт готовой продукции. В отрасли появились признанные лидеры, отмеченные многочисленными медалями на различных конкурсах. В их числе Лабинский маслоэкстракционный завод, фирма «Калория», Тихорецкий и Краснодарский мясокомбинаты. В течение всего лишь 11 месяцев 2001 года число прибыльных предприятий возросло с 58 до 72% от общего количества. В этом году вместе с увеличением производства их число еще более возрастет.
В этом году практически все коллективные хозяйства начали работать по интенсивной технологии. Вносятся все необходимые удобрения, проводится весь необходимый комплекс работ. Результатом должно стать получение ценной и сильной пшеницы, высоких урожаев подсолнечника, сахарной свеклы. Согласно Программе развития лизинговой и другой инвестиционной деятельности для поддержания сельхозтоваропроизводителей и промышленных предприятий Краснодарского края на 2002–2004 годы, в 2002 году выделяется 250 млн. рублей субсидий на компенсацию части процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ на кредиты, предоставленные коммерческими банками предприятиям АПК на закупку машин, механизмов, оборудования и племенного скота.
Но проблем в сельском хозяйстве края остается немало. В прошлом году на Кубани собран самый большой за последние 10 лет урожай, а крестьянин остается внакладе. Здесь играет свою роль диспаритет цен на рынке зерна – закупочные цены крайне низки. Есть проблемы в семеноводстве, особенно сильный дефицит обозначился в элитных семенах. Но главная проблема – техническое оснащение хозяйств. 10 лет назад тракторный парк края располагал почти 20 тысячами комбайнов, а сегодня их осталась половина. Такая же картина с тракторами, сеялками. Основная причина – отсутствие оборотных средств в самих хозяйствах и финансовой помощи со стороны власти. И даже сегодня, когда эта проблема под постоянным контролем краевого руководства, когда на обновление парка уборочной и специальной техники выделяются солидные финансовые средства, задача еще не решена.
Зато в Краснодарском крае в прошлом году было собрано 400 тысяч тонн риса, что составило 76% от общего объема в стране. Край остается единственным в России, где удалось не только сохранить посевные площади, мелиоративные системы, но и урожайность на уровне начала 90-х годов – она составила 48 центнеров с гектара. Это лучший показатель в стране – рисоводам Кубани есть чем гордиться. Конечно, негативные процессы в сельском хозяйстве последнего десятилетия оказали свое влияние и на рисоводство. Кубань способна обеспечить белым зерном весь отечественный рынок. Условие здесь одно – проблемы отрасли должны находить свое решение на самом высоком государственном уровне.
На территории Кубани более 2,5 млн. человек проживает в сельской местности. Администрацией края, губернатором поставлена задача через социальную защиту, заработную плату, увеличение натуральной оплаты труда, эффективность сельскохозяйственного производства социально защищать сельское население. Главное, по словам губернатора, чтобы люди знали: их труд не пропадет напрасно, выращенный хлеб не станет предметом спекуляций, а лишь гарантом мощности и стабильности государства.
Как отметил Александр Ткачев, сегодня за российский продовольственный рынок всеми правдами и неправдами бьются зарубежные производители. Но краевой администрацией ставится задача, чтобы в этой битве за российский рынок был один победитель – Кубань, и, по мнению губернатора, для этого в крае есть все условия.

При подготовке материалов использован официальный сайт администрации Краснодарского края admkrai.kuban.ru и сайт www.shishkarev.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру