ГАМЛЕТЫ В МЕТРО

Отвечать вслух можно только своим мыслям

  — Ну а я-то что могу? — женщина глубоко вздохнула, помолчала, — да ничего не могу! А если они так... Ну и к чертям собачьим!
     Ехавшая в метро женщина — обычная, симпатичная, хорошо одетая — привлекала к себе внимание тем, что разговаривала сама с собой. Выглядела она, надо сказать, странновато, и оказавшиеся рядом пассажиры спешили переместиться в другой конец вагона.
     Не замечая того, граждане часто разговаривают в общественных местах сами с собой, а окружающие смотрят на них как на полных идиотов. Почему-то принято считать, что подобный выплеск эмоций, как и смех без причины, — признак дурачины. Чтобы выяснить, так ли это на самом деле, репортер “МК” отправился в Московский НИИ психиатрии Минздрава РФ.
     — Человеку действительно свойственно разговаривать с самим собой, — объяснила ведущий научный сотрудник отделения внебольничной психиатрии и организации психиатрической помощи Нина Геннадьевна Шашкова. — Но существуют четкие разграничения между нормой и патологией. Если человек высказывает вслух здравые суждения, отвечает своим мыслям, то ничего страшного в этом нет. А вот если ни с того ни с сего начинает гримасничать, у него невольно выламываются руки, лицо сводят нервные тики, он выкрикивает бранные слова, несет откровенную нелепицу, то, конечно, это прямой повод для обращения к психиатру.
     Как утверждают специалисты, главным образом люди разговаривают сами с собой, когда увлечены обдумыванием какой-то сложной психологической ситуации. К примеру, предстоит непростой разговор с начальством. Идя на работу, ты как бы проигрываешь в голове возможные диалоги, придумываешь вопросы начальника и свои ответы. И незаметно для себя начинаешь вслух проговаривать виртуальную сцену.
     n n n
     Как показал экспресс-опрос “МК”, масштабы такого деликатного занятия, как разговор с самим собой, носят просто катастрофический характер.
     — Я обожаю простаивать в пробках, — поделилась с нами одна автолюбительница. — Оказывается, это очень даже весело. Вот недавно, попав в очередной затор, от нечего делать стала разглядывать водителей соседних машин. Это что-то! Здоровые мужики, в галстуках и пиджаках, деловые такие, беспомощно колотили руками по рулю, что-то кричали, жестикулировали. А в салоне рядом с ними — никого. Так забавно наблюдать за этим со стороны!
     Другая собеседница призналась корреспонденту “МК”, что, когда приходит с работы домой (а живет она одна), то всегда вслух перемалывает кости сослуживцам; особенно, конечно, достается начальнику. А вот заядлый рыболов сознался, что всегда разражается тирадой похлеще гамлетовского монолога, когда с крючка срывается рыба. Только вот затрудняется сказать, кому конкретно адресован монолог: самому себе, рыбе или провидению.
     — По всей видимости, рыбак пока нормален, поскольку в состоянии замечать за собой странности, но все же он близок к неадекватному состоянию, — комментирует Нина Геннадьевна. — Ведь он уже не сам с собой разговаривает, а и с рыбой, и с провидением. Так, глядишь, дело и до голосов может дойти. А это уже признак психического заболевания, в основном шизофрении: человек отвечает голосам, они его пугают, ругают, хвалят, толкают на какие-то поступки. Причем больной отождествляет голоса с конкретными личностями. Это могут быть Бог, Дьявол, Наполеон, Гитлер. А голос может сказать: “Вот этот человек враг, он желает тебе зла, пойди и убей его!”
     — Нина Геннадьевна, а что еще, кроме призыва кого-то убить, могут слышать шизики?
     — Если говорить о классической параноидной шизофрении, то здесь все зависит от настроения. Если больной встал не с той ноги, голоса говорят плохое (ты некрасивый, несчастливый, бездарный), приказывают расправиться с первым встречным. Казалось бы, в таком случае родственникам и врачам надо стараться улучшить настроение больного, но и здесь есть обратная сторона.
     При хорошем настроении больные шизофренией впадают в другую крайность: становятся высокомерными, надменными, у них развивается мания величия или преследования. Тут уж голоса внушают, что больной избранный, обладает фантастическими способностями, он великий изобретатель, гениальный писатель или поэт.
     Конечно, ничего гениального шизанутые авторы не пишут, если речь не идет о тех авторах, которые свихнулись на творческой ниве. Такие примеры в отечественной литературе имеются. Громких открытий больные тоже, понятно, не делают. Хотя многие великие создавали бессмертные произведения искусства, делали научные открытия, находясь именно в похожем состоянии “свободного парения”.
     ...В кабинете психиатра:
     — Доктор, мне неловко в этом признаться, но в последнее время я стал замечать, что разговариваю с самим собой...
     — Как интересно! И о чем же вы разговариваете?
     — Да так... Ни о чем и обо всем. Скажите, доктор, это серьезно?
     — Мне бы ваши проблемы, батенька! Я, например, разговариваю с Лениным и Пушкиным... Вот это серьезно. Следующий!..
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру