Зубков не поделился властью

Кабинет министров нацелился менять ориентацию.

Вчера кабинет министров заседал досрочно: Виктор Зубков, вылетевший вечером в Туркмению, решил не отдавать бразды правления ни Медведеву, ни Иванову. Еще бы, цель заседания судьбоносная и, казалось бы, более чем выигрышная – смена сырьевой ориентации очередной отрасли российской экономики.

На этот раз в центре внимания министров были химическая и нефтехимическая промышленность. Эксперты предсказывают: если мы в ближайшие 10 лет не подсуетимся с развитием глубокой переработки нефти, страна утратит конкурентоспособность и останется на этом рынке лишь в качестве поставщика сырья. Мало того, мы рискуем проиграть даже собственный рынок – нефтехимию подстерегает участь отечественного автопрома: медленное угасание и удовлетворение разве что самого непритязательного спроса.

Генеральный директор Ассоциации нефте- и газохимиков России Виктор Рябов на днях привел неутешительные цифры: оказывается, к 2015 году по объему переработки нефти мы едва достигнем уровня 1990 года. Однако в правительстве считают иначе. Как предполагает стратегия развития химии и нефтехимии до 2015 года, принятая вчера кабинетом Зубкова, доля продукции высокой степени переработки через семь-восемь лет вырастет с 20% до 50%.

– В России сегодня имеются все условия для развития химического комплекса, – заявил открывая заседание Зубков. Однако цифры не впечатляют: государство из собственных средств дает на "смену ориентации" всего три миллиарда рублей. Расчет, как и прежде, продолжает делаться на "руку рынка" – порядка четырех триллионов рублей, предполагается, должен вложить бизнес. "Реализовывать эту стратегию будет бизнес, мы (государство) даем установки, целевой задел, ресурсы и устанавливаем правила игры, позволяющие развиваться", – пояснил замглавы Минпромэнерго Андрей Дементьев.

Иными словами, инвесторы должны пойти вкладываться из патриотичных и иных "высоких" соображений. На деле же подводных камней полно – высокие "входные барьеры", отсутствие уверенности бизнеса в поддержке государства, кадров и инфраструктуры. Беда и с технологиями, а отраслевые проектные институты в плачевном состоянии. Отрасли требуется практически полное техническое и технологическое перевооружение. К примеру, сейчас, по словам главы Минпромэнерго Виктора Христенко, Россия производит 16 миллионов тонн минеральных удобрений в год. И при этом на тонну конечного сырья расходуется 1,3 миллиона кубометров газа в силу неэффективных и старых технологий. За границей такой показатель в среднем составляет 800 тысяч. Получается, что буквально в трубу улетает 38% газа, используемого для этого производства. А из этого газа мы могли бы получать и экспортировать за звонкую валюту (а лучше применить в собственном сельхозпроизводстве) еще свыше шести миллионов тонн удобрений. Вот только готов ли бизнес на жертвы? Как бы не сбылся прогноз экс-премьера Михаила Фрадкова о том, что останемся в конце концов "работать на скважине в телогрейке".

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру