В работе Форума принимают участие около 400 театральных деятелей России, Украины, Беларуси, Болгарии, Сербии. Основная цель Форума – содействие возрождению высоких традиций русского реалистического театра. Президент Международного фестиваля «Золотой Витязь», председатель Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов, народный артист России Николай Бурляев рассказал читателям MK.Ru об этом, несомненно, важном событии в театральном мире.
MK.Ru: Николай Петрович, государство поддерживает Ваш фестиваль или Вы находитесь вне сферы его интересов?
Николай Бурляев: Наш президент делал акцент в послании Федеральному Собранию, что мы должны опираться на наши традиции, на духовно-нравственные ценности. Без этого нет будущего. А мы, именно этим занимаясь, не получили поддержки государства. Это удивительно. И я еще месяц тому назад решал вопрос, проводить ли этот форум или нет? И все таки решился проводить. Мы не должны потерять шаг. Витязь не должен отступать. Это не в правилах «Золотого Витязя». Мы пойдем дальше нашей дорогой.
MK.Ru: Кого из иностранных участников ожидаете на Форуме?
Бурляев: У нас участвуют потрясающие актеры из Сербии. Две выдающиеся сербские актрисы Лилиана Благоевич и Лилиана Джурич. Они покажут две монодрамы. Так же я ожидаю приезда моего старого друга, одного из лучших артистов Болгарии Наума Шопова. Россия его пока не знает. Мы откроем этого выдающегося артиста, который будет удостоен нашей главной награды – Золотой медали имени Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство». Такой же награды будет удостоен и русский замечательный режиссер и актер Владимир Андреев.
MK.Ru: Представьте состав жюри Театрального Форума...
Бурляев: У нас будут работать параллельно в двух театрах, в двух залах два международных жюри. Одно жюри будет оценивать театр больших форм, а другое жюри – театр малых форм. Члены жюри – люди тоже достаточно именитые и доказавшие, что они понимают, что такое театр и искусство. Это выдающиеся украинские актрисы Ада Роговцева и Раиса Недашковская. Это наши потрясающие актрисы Людмила Касаткина и Маргарита Терехова. Это Валентин Распутин. Люди достойные.
MK.Ru: Ваш фестиваль существует шестнадцатый год. Когда было больше сложностей в его проведении – вначале или сейчас? Вы с оптимизмом смотрите в его будущее?
Бурляев: Конечно, с оптимизмом в будущее. Хотя оснований для оптимизма вроде бы и нет. Потому что за шестнадцать лет существования «Золотого Витязя» нам стало не легче, но труднее. Поскольку в этом году нам впервые отказано в поддержке Федеральным агенством по культуре и кинематографии. Что удивило всех нас до глубины души. Поскольку я объяснял Швыдкому, что мы делаем их работу. То, что ожидает от агентства президент, который озвучил в послании Федеральному собранию, что самое главное для культуры – это духовно-нравственные ценности. Основы и наши традиции, то, чем занимается «Золотой Витязь». И вместо того, чтобы поддерживать «Золотой Витязь», мы увидели то, что мы видим.
MK.Ru: Вы в «свободном плавании» сейчас?
Бурляев: Мы в свободном плавании. Еще за месяц до открытия я решал вопрос, идти ли мне на этот форум или нет? И все таки решил не терять год, не терять шаг и понадеялся на помощь божью, которая каждый год у нас была, хотя трудно нам было часто.
MK.Ru: Вырос художественный уровень форума? Как происходит отбор работ для фестиваля?
Бурляев: Мы отбираем то, что соответствует девизу «Золотого Витязя» «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека». Каков будет уровень данного театрального форума – это оценит жюри. Мы только приступаем к работе. У нас участвуют самые ведущие театры Москвы – "Ленком", Малый Театр, Театр Петра Фоменко, МХТ имени Чехова. Приедут два иркутских театра – ТЮЗ и Театр народной драмы под руководством Михаила Коренева. Приедет омский Театр «Галерка» под руководством нашего лауреата Владимира Витько. Приедут из Болгарии, Сербии. Так что мы ожидаем интересное действо.
MK.Ru: Если бы Вы привнесли коммерческую жилку в организацию фестиваля и представляемые на нем работы, Вам бы жилось лучше?
Бурляев: Я принципиальный противник подобного подхода к культуре. Поэтому я объяснял Швыдкому, почему я требовал его отставки. Именно по этой причине. При нем начали выталкивать искусство, культуру, кинематограф, театр на панель доходного промысла. Мол, делайте деньги. Я принципиально против этого. Я не продаю билеты, я их раздаю. Хотя нам было бы легче жить, если бы мы их продавали. Мы их отдаем. Как в прошлом году – в детские дома, интернаты, приюты. За что нам благодарны и дети, и педагоги. Я против того, чтобы на культуре делали деньги. Категорически против, потому что я воспитан теми, кто иначе оценивает роль культуры. Это Тарковский – мой учитель, Бондарчук, Мордвинов и так далее.
MK.Ru: Имена, которые Вы перечислили, сейчас не в фаворе. Они просто на обочине нашей культуры. На что Вы будете ориентироваться в дальнейшем развитии театрального дела, если перечисленные Вами имена будут вообще забыты? Современная молодежь в театре и кино не наследует ценности этих мастеров. Это очевидно.
Бурляев: Потому что такова культурная политика наших чиновников. Думаю, что это временно. Что все вернется «на круги своя». Новые чиновники поймут роль культуры в нашем обществе. Я думаю, что сейчас обязательно будут перемены в нашей культуре и в нашем обществе и что придут люди, которые понимают роль культуры в жизни общества. Которые не будут делать на этом коммерцию, понимая, что это тот факел, который мы должны передавать грядущим поколениям. Чтоб они помнили, кто такие Тарковский, Бондарчук, Шукшин и так далее.
MK.Ru: Это надо потратить еще десятилетия, чтобы в сознании укоренились имена, перечисленные Вами?
Бурляев: Надо потратить четыре года. Потому что новая генерация, новое поколение измеряется именно этим отрезком времени – четыре года. Все можно поправить за четыре года, если будет государственная политика. Перемена государственной политики от рыночной к духовной.
MK.Ru: То есть, если сейчас дадут любые деньги на то, чтобы сняли что-то подобное фильму «Андрей Рублев», Вы думаете, будет снят фильм такого уровня?
Бурляев: Это риторический вопрос. Я не могу Вам ответить на него. Здесь же главное не деньги. У Андрея Арсениевича Тарковского не было таких громадных денег, когда мы делали фильм «Андрей Рублев». Я помню, как он жаловался на отсутсвие этих денег и как он каждую саблю и каждый щит с трудом выбивал из бутафорского цеха.
MK.Ru: Если Вы говорите, что дело не в деньгах, значит, дело в мастерах, которые бы осилили эту ношу. Они сейчас есть?
Бурляев: Я вижу больше тех, которые соответствуют понятию «мастер» в кино в поколении предыдущем. В новых поколениях я таковых не вижу. И это вина тех, кто формировал культурную политику и влиял на поколение, которое выросло за эти двадцать лет «перестройки», не имея той глубокой базы, которую имели их предшественники.
MK.Ru: Хорошо. Произошло чудо. Сняли фильм уровня мастеров, которых Вы сейчас упомянули. Какова его аудитория, кто его будет смотреть в наше время?
Бурляев: Все. Все будут глядеть. Потому что, как говорил Лермонтов-провидец, «есть чувство правды в сердце человека». Будут глядеть. Дайте им эти фильмы. И сердце откликнется обязательно. Когда «Золотой Витязь» приезжает в какой-то регион, в Рязань, допустим, и показывает 250 фильмов, и их видят около 150 тысяч людей, то когда мы покидаем Рязанскую область, их аналитики констатируют резкое понижение преступности, наркомании и самоубийств.
Справка MK.Ru. Николай Петрович Бурляев (р. 1946 г.) – актер театра и кино, режиссер, сценарист, поэт, автор текстов песен. В кино дебютировал как актер в возрасте четырнадцати лет в фильме А.Кончаловского "Мальчик и голубь" (1960). В 1962 году снялся в киноповести Андрея Тарковского "Иваново детство". В 1966 году снялся в "Андрее Рублеве" того же режиссера. Играл в Академическом театре имени Моссовета. В 1975 году Николай Бурляев окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.Ромма, Л.Кулиджанова). В 1975 году поставил к/а "Пошехонская старина" по мотивам рассказов Салтыкова-Щедрина. В одной из новелл этого киноальманаха – "Ванька-каин" – сыграл главную роль. Впоследствии играл главные роли в собственных фильмах "Выбор" (1979) и "Лермонтов" (1986). Режиссерскую работу Бурляев продолжил на «Беларусьфильме», поставив в 1990 году картину «Все впереди» по одноименному роману Василия Белова. В 2001 году Николай Бурляев стал художественным руководителем киностудии «Отечество». В общей сложности Бурляев снялся в нескольких десятках широко известных кинокартин. Он лауреат премий и обладатель призов. Президент Фонда культуры казаков России.