Вместо бога

Созданы эмбрионы человека из клеток кожи взрослого мужчины

Для достижения этой цели учёными был использован тот же подход, который в своё время позволил появиться на свет ныне почившей в бозе овечке Долли. «Это - не просто технический прорыв в области клонирования. Еще ни одной группе ученых не удавалось задокументировать факт клонирования и выращивания человеческой клетки», - заявил Эндрю Френч (на фото), один из руководителей исследования из американской компании Stemagen Corp. в Калифорнии.

Группа ученых объявила о создании пяти клонированных человеческих эмбрионов. Это не первая удачная попытка по созданию клонированных человеческих эмбрионов, однако, впервые в неоплодотворенную женскую яйцеклетку был помещен генетический материал из клетки кожи взрослого мужчины.

Пять эмбрионов, полученные в результате переноса ядер клеток кожи в яйцеклетки, были доведены до стадии бластоцисты. После чего группой исследователей было создано 5 подобных эмбрионов из 25 яйцеклеток. Используя геномную дактилоскопию (ДНК-фингерпринтинг) учёные выяснили, что, по крайней мере, один из полученных эмбрионов является клоном.

Доктор Самуэль Вуд, возглавляющий исследование, заявил, что команда впервые в истории науки подтвердила возможность создания эмбрионов из человеческих клеток.

Компания Stemagen, расположенная в городе Ла Хойлла, заявила, что исследование, опубликованное журналом Stem Cells, только первый шаг. Коммерсанты от науки намерены получать стволовые клетки из клонированных эмбрионов пациентов, страдающих тяжелыми заболеваниями, например, болезнью Паркинсона, рассеянным склерозом или диабетом.

Отмечается, что аналогичную процедуру можно использовать для создания «искусственных» человеческих эмбрионов, которые способна выносить суррогатная матерь. Компания, однако, заявила, что не намерена проводить подобные эксперименты.

Научное сообщество разноречиво реагирует на сенсационную информацию. По мнению профессора Джека Прайса из Лондонского Королевского колледжа, этот процесс говорит о значительном техническом прогрессе и свидетельствует о приближении эры клонирования человека.

Однако существуют и другие отзывы. «Это лишь крохотный шажок вперед, а вовсе не прорыв. Интересен тот факт, что исследователям удалось повторить эксперимент по клонированию на человеке, остаётся сожалеть, что специалисты пока не получили стволовые клетки» - отреагировал на заявления коллег Доктор Лайл Армстронг из Университета Ньюкасла.

Обратимся к истории вопроса о клонировании. В 1996 году родилась овечка Долли, ставшая первым клоном взрослого млекопитающего. В 2001 году американские ученые объявили о клонировании первых эмбрионов человека, однако их исследование не было подтверждено. В 2004 году южнокорейские исследователи объявили, о том, что-де им удалось создать клонированные эмбрионы из клеток взрослого человека. Это была группа южнокорейских ученых под руководством Хвана Ву Сока, но как потом выяснилось, результаты этих исследований были сфальсифицированы. В 2005 году корейские ученые сообщили об извлечении стволовых клеток из клонированных эмбрионов, однако спустя несколько месяцев начали признавать, что исследование содержит серьезные ошибки. В 2006 году корейское исследование оказалось фальсификацией, а работы были приостановлены. И, наконец, в 2007 году были клонированы первые эмбрионы макак.

На днях надзорная организация британского правительства дала свое согласие на проведение противоречивого эксперимента: в течение нескольких месяцев две команды ученых впервые в истории Великобритании начнут работу по созданию эмбрионов, полученных в результате смешения животного и человеческого материала. Хотя ещё совсем недавно британское правительство собиралось ввести полный запрет на эти научные работы. Все же в июне 2007 года комиссия по этике Британской академии медицинских наук признала этически приемлемым использование гибридных эмбрионов, полученных путем внесения ядер человеческих клеток в яйцеклетки животных – коров или кроликов. Годовые лицензии на проведение исследований в области клонировании выдали двум национальным научным центрам - Университету Ньюкасла и лондонскому Королевскому колледжу.

Ученые из Лондонского Королевского колледжа и Университета Ньюкасла внедрят человеческую ДНК в неоплодотворенные яйцеклетки коровы, чтобы получить эмбрионы, известные под названием цитоплазматических гибридов: в генетическом отношении они на 99,9% человеческие.

Конечная цель данных экспериментов – проникнуть в сущность таких заболеваний, как болезнь Паркинсона и атрофия позвоночной мускулатуры. Для этого планируется создать стволовые клетки с врожденными генетическими дефектами, которые приводят к названным заболеваниям, и использовать их в качестве клеточной модели для поиска новых подходов к лечению, а также для улучшения представления о развитии эмбриональных стволовых клеток.

В большинстве стран мира получение стволовых клеток из эмбрионов человека по-прежнему запрещено по религиозным и этическим соображениям.

Авторы благодарят Наталью Степанову за помощь в подготовке материала.