Свое решение судья вынес на основании озвученного неделю назад вердикта присяжных. Суд признал право оправданных Равиля Муратова, Тимура Саидгареева и Владислава Баранова на реабилитацию и возмещение вреда.
Напомним, участники "покушения" были освобождены из-под стражи еще 7 апреля.
Несмотря на судебное решение, гособвинение с вынесенным вердиктом не согласно и заявило о намерении подать кассационную жалобу. Прокуратура и ранее заявляла, что обжалует оправдательный приговор, и теперь государственный обвинитель Антон Сабленков подтвердил это намерение.
Напомним, в подготовке покушения на Матвиенко обвинялись 29-летний инженер Тимур Саидгареев, 20-летний компьютерщик Равиль Муратов и 17-летний учащийся ПТУ Владислав Баранов. Еще два фигуранта дела были объявлены в федеральный розыск. Им были предъявлены многочисленные обвинения, главным среди которых была подготовка покушения на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко. Молодые люди были задержаны 17 мая 2007 года в ходе операции, проведенной спецслужбами.
2 апреля на последнем судебном заседании с участием присяжных заседателей было предоставлено последнее слово подсудимым, а также суд выслушал прения сторон защиты и обвинения.
Гособвинитель настаивал на том, что вина всех троих подсудимых доказана. При этом он ссылался на показания свидетеля Федора Товпенца, который ранее сообщил, что губернатора Санкт-Петербурга предполагалось убить во время Курбан-байрама, праздника окончания хаджа. По данным следствия, Матвиенко была выбрана в качестве жертвы покушения за притеснение мусульман, а также за то, что она хоть и не допустила проведение в Санкт-Петербурге гей-парада, но не выступила с его открытым осуждением. Гособвинитель также напомнил о видеозаписи с участием подсудимых, где речь идет о планах покушения на Валентину Матвиенко, и об обнаружении на компьютерах подсудимых "экстремистских" файлов – рецептов изготовления взрывчатки в домашних условиях и план акции "Сабантуй".
Как утверждало обвинение, молодые люди намеревались взорвать машину Матвиенко или забросать ее гранатами. Они вышли на некого Анзора, который должен был продать им гранаты и пластит. На встречу с ним в сквере Инженерного замка 17 мая отправились Муратов и Саидгареев. Там их и задержали оперативники ФСБ. При этом Анзору удалось скрыться. Не был задержан и еще один фигурант дела. Как намекали на суде адвокаты обвиняемых, чеченец Ильмурзаев, в квартире которого "злоумышленники" плели заговоры, и Анзор являлись провокаторами ФСБ. Их слова приобрели больший вес, когда выяснилось, что в "нехорошей" квартире были установлены подслушивающие устройства и скрытые камеры.
В ходе заседания 2 апреля защита заявила, что вина подсудимых не доказана. Представленные суду доказательства, по утверждению адвокатов подсудимых, разрозненны, противоречивы и сомнительны.
По материалам следствия, все трое фигурантов дела воспитывались в семьях, исповедующих ислам. Друг с другом они познакомились в мечети, а впоследствии учились в религиозной исламской организации "Аль-Фатх", которая официально разрешена и входит в Духовное управление мусульман европейской части России.
Таким образом, громко разрекламированный российскими спецлужбами заговор оказался мифом. Триумф, на который рассчитывали чекисты, обернулся для них конфузом.