Ля Мужик в юбке искусства

Екатерина МакДугалл совместила капитализм с творчеством.

Перед июньскими торгами все аукционные дома стремятся представить России свои коллекции. Сегодня MacDougall's покажет Москве свой каталог, в котором огромную долю занимает русское искусство. За четыре года своего существования аукционный дом MacDougall's твердо занял третье место после Sothebysи Christie’s. Владельцы торгового дома – Вильям и Екатерина МакДугалл – с самого начала решили специализироваться на нашем родном русском искусстве. Екатерина русская по происхождению, но в ней блестит европейское обаяние. «МК» успел поймать Мадам Аукцион незадолго до презентации каталога.

«Капитализм плюс творческий подход»

- Как Вам пришла идея открыть свой аукционный дом?

-  По глупости, волею случая. Как-то сразу после Sotheby’s мы пошли с друзьями пообедать. Друзья, как водится, критиковали Sotheby’s: русские люди любят все критиковать. А муж сидел тихо, слушал, слушал. Потом говорит: «А почему бы нам не открыть собственный аукционный дом русского искусства!». Все замолчали, и решили, что идея неплохая. И все сидящие за этим столом подключились к воплощению этой идеи. На самом деле мы с мужем коллекционируем искусство уже двадцать лет и всегда мечтали создать свой «идеальный аукцион».

- Как бы Вы охарактеризовали Ваш аукцион?

- MacDougall's - островок русской культуры в Лондоне. Все приходят, тусуются, обмениваются мнением… Позвонил как-то английский коллекционер и сказал, что десять лет назад приобрел художника, которого мы тогда выставляли, Харитонова. Так работа «Жираф в московском зоопарке» - очень необычная для этого мастера, веселая - попала к нам. Это капитализм плюс творческий подход. Лондон – центр международного искусства. Если вы хотите купить дорогих импрессионистов, то поезжайте за ними в Лондон. Случайно или нет, в Лондоне находится и фондовая биржа, здесь же – живопись.

- Как отразился скандал с каталогом подделок искусства за рубежом?

- Проблема с подделками свойственна всем рынкам. Русские относятся к этому исключительно эмоционально, переживают. Очень много шума по этому поводу: издание каталогов, то ли это подделка, то ли не подделка… Мне кажется, никак не отразилось.

- Вы занимаетесь коллекционированием уже почти двадцать дет. Легко ли женщине крутиться в этом бизнесе?

- У меня есть клиент один во Франции. Мы однажды с ним поругались. Он громко закричал: «Это не женщина, это ля Мужик!». Мне как человеку, который в свое время занимался боксом, очень часто приходится вспоминать свое боевое прошлое.

- Кто покупает русское современное искусство?

- Оно пользуется успехом у иностранцев, но где-то в ценовой категории от 20 до 40 тысяч фунтов. То, что дороже, покупают выходцы из Советского союза. Это могут быть украинцы, грузины, русские… И тем не менее это люди, которые выросли в единой культурной среде.   

- Что вы еще готовите к июньским торгам?

- Уже открылась выставка «История СССР», работы из которой, в частности, войдут в каталог. Собственно выставочной деятельностью мы занялись недавно. «История СССР» - это третья наша выставка. Основа ее – работа Комары и Меламеда «История СССР». Там сейчас пятьдесят восемь полотен и каждое полотно соответствует одному году истории Советского Союза, начиная с 17-го года. Это сложное произведение будет продаваться целиком, композицию оценили в 600-900 тысяч фунтов. У нас традиционно будет два аукциона. На первом - ХIХ-начало ХХ века будет триста лотов, это много. Топ-лотами торгов будет работа Айвазовского «Вид на Одессу», 800 тысяч -1,2 млн. фунтов. Еще один Айвазовский, «Высадка Колумба», - вторая часть работы, которая только недавно продалась на Sotheby’s. Художник нарисовал к юбилею Америки это огромное полотно. А потом картину разрезали. На Sotheby’s продавалась одна часть, на которой изображены корабли первооткрывателей. А у нас – Христофор Колумб сотоварищи в лодках подплывает к берегу - два с лишним метра в длину. Еще будут представлены крупные художники ХIХ века: Иван Шишкин, Зинаида Серебрякова, Иосиф Крачковский и прочие. Второй аукцион по послевоенному и современному искусству пройдет в пятницу 13-го. Всего коллекция составляет около 600 лотов.

- Какие у вас прогнозы? Какая может быть общая сумма продаж?

- Общая стоимость работ, выставленных на торги, составляется 15 миллионов фунтов, то есть 30 миллионов долларов. Коллекция очень хорошая, есть важные, эпохальные работы, как в современном искусстве, так и в ХIХ веке.

- Вы с мужем познакомились в России. Вы сошлись на почве любви к искусству?

- Этот момент сыграл свою роль. Мой муж Вильям на четверть русский и мой прадед дружил с его дедом. Поэтому, кстати, и дачи у нас рядом, в Малаховке. Просто его дед уехал за границу, а мой остался в России. Кстати, сейчас на торгах тетя мужа выставила несколько портретов своей мамы, нарисованных художников Александром Яковлевым.

- Общий бизнес не мешает семейным отношениям?

- Конечно, мешает. Любое занятие бизнесом вместе с мужем – это почти равносильно самоубийству. Потому что этот бизнес очень эмоциональный, он много отнимает сил.

- Не ссоритесь с мужем из-за предпочтений в искусстве: вам нравится этот художник, а ему – другой?

- Не надо забывать, что у нас большая и очень преданная команда. Поэтому выбор художников всегда происходил коллегеально. Если один из моих экспертов считает, что какой-то художник очень интересен, то я буду прислушиваться к его мнению. Ни один человек не должен быть истинной в последней инстанции. Один из наших секретов, из-за которого нам все удалось, это то, что мы все время экспериментируем с новыми именами. Мне не нравится, а рынку нравится. Аукцион – прежде всего некая биржа.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру