– Владимир Анатольевич, про дома вашей управляющей компании рассказывают совсем необычные вещи. Говорят, что дворы в них подметают дворники сразу двух управляющих компаний, а квитанции собственники получают ворохами и сами решают, по каким платить.
– Иронизируете? Когда все это закончится, то я посмеюсь вместе с вами. Но сейчас от этой бредовой ситуации жителей наших домов уже попросту колотит, а город и некоторые поставщики ресурсов вскоре получат очередную порцию невозвратных долгов.
– Так что же у вас приключилось?
– Наша управляющая компания была создана на базе довольно крупной ремонтно-строительной компании Первоуральска ООО «Экострой». В 2009 году компания проводила работы на 20 домах ТСЖ «Прометей» по программе «Фонда содействия реформированию ЖКХ». В то время ТСЖ «Прометей» имело договор на обслуживание домов с муниципальным предприятием «Первоуральскремсервис», которое в том же году было признано банкротом. ТСЖ «Прометей» провело открытый конкурс по выбору управляющей компании, и мы его выиграли.
Решение ТСЖ было вполне логичным – они уже видели нас в работе, у нас есть все специалисты и опыт, и, наконец, нам, как строителям, нет нужды привлекать на ремонтные работы посторонних подрядчиков и тратить лишние деньги на закупки материалов по рыночным ценам. Организованная нами управляющая компания «ЖЭК» заключила договор с ТСЖ «Прометей» на обслуживание их 83 домов и весной 2010 года приступило к работе. Но тут началась чехарда.
Обратившись в «Первоуральск-ремсервис» за технической документацией на дома, вместо документов мы получили заявление, что документация передана в некую управляющую компанию «Уют», которая является «преемником» обанкроченного «Ремсервиса» и дочерней фирмой одной из управляющих компаний Екатеринбурга. ТСЖ «Прометей» направило головникам «Уюта» уведомление о том, что им заключен договор с нашей управляющей компанией, и попросило вернуть документацию на дома. Реакция была мгновенной. В обход ТСЖ и без проведения общих собраний на домах были развешаны объявления с предложением собственникам срочно заключить прямые договора с УК «Уют», как преемником «Ремсервиса», иначе они останутся без света, воды, тепла и газа.
Напуганные люди эти договора подписали. И уже на следующий месяц получили по два комплекта квитанций на оплату от двух управляющих компаний – от нас и от УК «Уют». В тот месяц мы собрали не более 10% от общего объема платежей.
– Насколько мы знаем, ресурсники ведут реестры, и каждый дом обеспечивается ресурсами только по одному договору и только с одной управляющей компанией. «Липовая» компания легко вычисляется по отсутствию договоров.
– На старте у нас были практически все необходимые договора за исключением одного. Договор на поставку тепла ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» (СТК) первоначально заключило с УК «Уют». Причем, что интересно, один из основателей УК «УЮТ», некто г-н Синицын, в свое время был юрисконсультом ООО «СТК».
Но совсем недавно в руководстве ООО «СТК» произошли изменения. Практически на днях договор ООО «СТК» с УК «Уют» был расторгнут, и сейчас идет рабочий процесс по заключению договора на поставку тепла с нашей компанией.
– То есть в итоге ситуация разрешилась благополучно?
– До конца она не разрешилась до сих пор. Мы не можем подать иск на расторжение договоров «Уюта» с собственниками, поскольку не являемся участниками этих договоров. Рассчитывать на инициативность собственников тоже сложно. Большинство людей готовы жаловаться во все инстанции вплоть до президента, но не готовы сделать хоть один самостоятельный шаг – дойти до прокуратуры и подать от себя лично иск на расторжение липового договора. Все договора, опротестованные собственниками, были признаны ничтожными. Но осталось еще очень много. А прежняя администрация города явно смотрела на все это сквозь пальцы.
Свои дома и людей мы, конечно же, не бросили. Вот уже полтора года мы ведем на них работу в полном объеме. Собственники это чувствуют. По прошлому месяцу нами было получено уже около 65% от общей суммы причитающихся нам платежей. В «Уют» утекло почти 15%. Около 20% собственников либо ждут окончания «разборок», либо пользуются возможностью не платить.
Тем временем за полтора года УК «Уют» накопила около 130 млн руб. долгов и один раз уже подавала заявление об объявлении себя банкротом. Но через два месяца заявление было ими же отозвано. Видимо, кто-то рассчитывает «заработать» на мутной воде еще немного. Как говорится, ничего личного – чистый бизнес.
– 130 миллионов за полтора года при затратах в 10 тыс. руб. уставного фонда? Очень прибыльная операция. Но можно ли в принципе защитить ЖКХ от подобного бизнеса сегодня и в будущем?
– Если сваливать всю ответственность на собственников и надеяться на совесть частного бизнеса, то – нет. Ни один собственник жилья не справится с профессиональным юристом, и ни один предприниматель не упустит возможность увеличить свою прибыль, если у него нет внешнего ограничителя. Нам нужны правила, которые будут защищать тех, кто их соблюдает, и наказывать тех, кто их нарушает. Ведь есть же правила поведения в общественных местах, и есть полиция, которая наказывает за их нарушение. Что мешает навести такой же порядок и в сфере ЖКХ?
Ничего сложного и нового выдумывать здесь не надо. Достаточно по инициативе администрации, как собственника муниципального жилья, провести собрания собственников, затребовать с управляющих компаний их бухгалтерию и сделать ее публичной. Мы сразу увидим, кто вкладывает деньги собственников в их дома, а кто в свою зарплату.
Сегодня навести порядок в ЖКХ Первоуральска может только администрация, у которой для этого есть все права и рычаги. Но если она это не сделает, то все останется по-прежнему. Будут липовые банкротства и рейдерские захваты. Будут невозвратные долги и непрозрачные тарифы. Дома будут ветшать и разрушаться, а прибыли и зарплаты тех, кто пришел в ЖКХ «поиграться» чужими деньгами, – расти.