Клоны в законе

Дума рассмотрит поправки в Закон “О рекламе” без одобрения правительства

03.07.2011 в 18:56, просмотров: 3229

Госдума поставила на первое чтение поправки в Закон “О рекламе”, направленные против малого и среднего бизнеса в российской “наружке”. Основные идеи документа позаимствованы из законопроектов, внесенных ранее в поддержку малого и среднего бизнеса другими депутатами, в том числе Иосифом Кобзоном и Владимиром Комоедовым.

Клоны в законе

В минувший четверг Совет Госдумы назначил первое чтение законопроекта № 477160–5 депутатов Владимира Головнева, Ильдара Гималетдинова, Хафиза Салихова и Ирека Богуславского на 5 июля. Основные идеи этого документа-клона позаимствованы из ранее одобренных Правительством РФ и 82 субъектами Федерации единых поправок в Закон “О рекламе”, внесенных группой депутатов, среди которых единороссы Владимир Плигин, Владимир Резник, Евгений Федоров и Виктор Плескачевский, а также Иосиф Кобзон и коммунист Владимир Комоедов. При этом идеи законопроекта искажены таким образом, что приводят к прямо противоположному результату.

Единый законопроект Кобзона предусматривает меры по защите предприятий малого и среднего бизнеса при проведении торгов на установку рекламных конструкций. В нем говорится, что количество рекламных конструкций на территории муниципального образования субъектами малого и среднего предпринимательства не должно быть менее 60% от общего количества рекламоносителей, верхний же предел не ограничен. В поправках Головнева и Гималетдинова сказано, что доля таких компаний должна быть не меньше 10%, но не больше 20%. Таким образом, крупнейшие операторы рассчитывают довести свою долю до 80% рынка “наружки”. Подобный подход создает предпосылки для коррупционного передела российского рынка наружной рекламы. Сегодня около 60% разрешений на установку рекламных конструкций выданы предприятиям малого и среднего бизнеса.

В законопроекте Кобзона подробно описаны обязательные условия договоров на оказание услуг по распространению наружной рекламы, установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Вводится и понятие публичной схемы размещения рекламных конструкций, которую утверждают органы местного самоуправления на срок пять лет. В поправках Головнева и Гималетдинова схема размещения рекламоносителей на территории городов и отдельных муниципалитетов также есть, но при этом вводится запрет для городских властей владеть рекламными конструкциями.

Предлагая ввести такой запрет, авторы законопроекта хотят заставить власти городов покупать услуги по распространению рекламы и городской информации у крупнейших операторов. Так, сейчас в Москве 14 тыс. афишных стендов владеет принадлежащая News Outdoor компания “Мосгорреклама”, которая не производит платежи в городской бюджет за право установки этих рекламоносителей. В июне руководитель департамента СМИ и рекламы правительства Москвы Владимир Черников на пресс-конференции в “РБК” сообщил, что вынужден привлечь правоохранительные органы к решению этой проблемы.

Законопроект Головнева и Гималетдинова фактически стал ответом крупнейших владельцев рекламных щитов на активные действия московских властей, связанные с наведением порядка на столичном рынке наружки. Жесткую позицию по отношению к крупнейшим операторам наружной рекламы, нарушающим отраслевой ГОСТ Р-52044, заняли осенью 2010 года мэр Москвы Сергей Собянин и его заместитель Александр Горбенко, курирующий столичную “наружку”. На сегодня приняты решения о полном демонтаже транспарантов-перетяжек в городе (более 2000 штук, больше чем половиной которых владеют компании, принадлежащие News Outdoor) и рекламных сеток на фасадах зданий. Столичный градоначальник настаивает на обязательном проведении аукционов на право размещения рекламы на объектах городской собственности, как того требует Закон “О рекламе”. По итогам торгов на рекламном рынке появляются новые игроки, готовые вносить справедливую плату за использование городской собственности в рекламных целях. В мае прошел аукцион за право размещения рекламы на городском транспорте, который выиграла компания “Бульварное кольцо”, предложившая за пятилетний контракт 2,2 млрд. руб. В июне компания “Авто Селл” выиграла аукцион на размещение средств рекламы в московском метро и должна выплатить подземке почти 2,38 млрд. руб. в первый год работы и минимум 14 млрд. руб. за весь пятилетний контракт.

Представители крупнейших фирм и отраслевых ассоциаций “наружки” ранее неоднократно заявляли, что намерены пролоббировать внеконкурсную пролонгацию договоров на установку рекламных конструкций. Большинство таких договоров заканчивается в 2012–2013 году, после чего рекламные места, согласно действующему Закону “О рекламе”, в обязательном порядке выставляются на торги. Глава Департамента СМИ и рекламы правительства Москвы Владимир Черников на встрече с представителями рекламного бизнеса 1 июня подчеркнул, что из всех внесенных на рассмотрение Госдумы пакетов поправок в Закон “О рекламе” его ведомство поддерживает единые поправки, одобренные правительством.

Вынесение Советом Думы законопроекта-клона на первое чтение выглядит как техническая ошибка. Председатель думского комитета по экономполитике Евгений Федоров, который в минувший четверг рекомендовал законопроект-клон к рассмотрению в первом чтении, месяцем ранее подписал единый законопроект Кобзона. При этом Совет Думы поставил поправки Головнева и Гималетдинова на первое чтение в отсутствие председателя нижней палаты Бориса Грызлова — в последние дни перед окончанием весенней сессии парламента, когда многие правительственные чиновники находятся в отпусках. Между тем руководитель государственно-правового управления президента (ГПУ) Лариса Брычева и руководитель аппарата Правительства РФ Вячеслав Володин подписали отрицательные отзывы на текст Головнева и Гималетдинова. Авторы законопроекта так и не смогли устранить основные замечания ГПУ, правительства и профильного думского комитета.