Напомним, что авария на АПЛ “Нерпа”, которую Минобороны планирует передать Индии, произошла 8 ноября 2008 года в ходе испытаний в Японском море. На корабле несанкционированно сработала система пожаротушения, и в отсеки попал ядовитый газ. Позже выяснилось, что вместо относительно безопасного газа фреон в систему подлодки был закачан более дешевый, но смертельно опасный тетрахлорэтилен. В результате погибли 20 человек, в основном члены сдаточной команды АПЛ. О ходе судебного процесса нам сообщил ветеран-подводник Андрей Горбунов.
— Андрей, на какой стадии процесс?
— Сейчас в суд вызывают членов экипажа лодки. Загвоздка в том, что не все свидетели прибывают. Так что процесс несколько затянулся. Предполагается, что допросы продлятся до 2 августа. Нарушений и жалоб пока нет.
— Что рассказывают свидетели?
— Свидетели рассказывают о том, что было в день трагедии — 8 ноября 2008 года. Показания у всех похожи. Плохого о командире никто и не говорит и не скажет. Среди них есть и те, кого он спас во время аварии. И самое главное, моряки не считают его виновным. Лаврентьев — профессионал. Посудите сами, на лодках только этого типа плавает с 1989 года…
— Как ведут себя присяжные на суде? Оправдались ли надежды?
— В составе суда присяжных 1 мужчина и 11 женщин (еще один мужчина в запасе). Возраст присяжных — от 40 лет. Ведут себя пассивно, равнодушно.
— В чем это выражается?
— К примеру, свидетели, которых недавно допросил суд, употребляли много профессиональных терминов, сокращений, значение которых обычному человеку непонятно. Однако ни один присяжный не попросил что-нибудь пояснить…
— Как, по-вашему, поработало следствие?
— Следствием все было сделано по минимуму. Опустили огромное количество важных экспертиз. Не была сделана химическая экспертиза… Основной ошибкой следствия является то, что оно отказалось выяснять причинно-следственную связь между некачественным фреоном и гибелью людей. Несмотря на заявления специалистов о том, что фреон в чистом виде не может служить причиной смерти, этот вопрос даже не рассматривался…
— Почему Лаврентьева и Гробова сделали стрелочниками?
— Лаврентьев и Гробов назначены стрелочниками, чтобы отвести ответственность с разработчиков системы Молибден-И НПО “Аврора”. Непроработанность программного обеспечения, отсутствие в РФ тренажеров данной системы — все это в совокупности и привело к аварии.
Просто под угрозой — срыв заказа Индии, вот и не хотят признавать свои ошибки. А главное, что никто так и не стал разбираться в истинных причинах аварии, и она может повториться. Только на борту уже не будет профессионала Лаврентьева, и спасать людей и корабль будет некому.
— В начале июля Гробов отказался от прежних показаний, в которых он признал вину в гибели 20 человек на АПЛ. Он заявил, что следователи заставили его оклеветать себя. На Гробова действительно могли оказывать давление?
— Причина отказа Гробова от показаний толком не ясна. Ни он, ни его адвокат об этом не распространяются. Но, зная методы работы военного следственного комитета, нетрудно предположить, что давление было. Думаю, здесь идет речь о моральном давлении. Сейчас Лаврентьев и Гробов находятся под подпиской о невыезде.
Напомним, что матроса Гробова обвиняют по статьям УК “причинение по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти двум и более лицам”, “причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности двум членам сдаточной команды вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей”. Лаврентьев обвиняется по статье УК “превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий — смерти по неосторожности двух и более лиц”. Вина капитана, по мнению обвинения, состоит в том, что он не обеспечил должный уровень подготовки личного состава.