Мэр года

365 дней Сергея Собянина

Год для столицы России выдался бурным. С того момента, как вновь назначенный мэр Сергей Собянин повелел убрать торговые ларьки с оживленных столичных улиц, горожане едва успевают осмыслить все те изменения, которые проводит или планирует проводить энергичная собянинская мэрия. Борьба с пробками. Ликвидация рынков. Новые дороги и станции — нет, целые линии метро. Благоустройство парков. Массовая организация парковок. Тротуарная плитка — как о ней забудешь? Ликвидация рекламных щитов, компьютеры первоклассникам, выделенные полосы — и это мы еще не говорим о грядущем расширении Москвы до границ Калужской области — оно вообще тянет на “событие века”. Охватить все это разнообразие очень трудно. А уж тем более подытожить его с точки зрения изменений в жизни москвичей — они же тоже такие разные.

И вот что мы решили. Условно разделили многоликую общность под названием “население Москвы” на несколько групп. По половому признаку — мужчины и женщины. По возрастному — дети, молодежь, средний возраст, пенсионеры. По профессиям и социальным группам. И посмотрели — что каждая из них получила в ходе собянинских реформ.

365 дней Сергея Собянина

МУЖЧИНЫ

Если принять как данность, что за шоферской «баранкой» у нас по-прежнему преимущественно сидит сильный пол, то основная программа Сергея Собянина — транспортная — адресована в первую очередь мужчинам. Вступая в должность, мэр обещал облегчить жизнь автовладельцам за счет комплекса локальных мероприятий на улично-дорожной сети. Спустя год приоритеты отчетливо сместились в сторону общественного транспорта. Власти уже нанесли на магистрали порядка 200 км выделенных полос, сформулировав тем самым основной посыл к автолюбителям: не надо ездить на личном транспорте — надо пользоваться общественным. Водителей аргумент пока не убеждает, но это дело временное. Чтобы принимать решение было легче, горадминистрация активизирует закупки подвижного состава, вводит дополнительные маршруты, оптимизирует график движения и строит перехватывающие стоянки вблизи станций метро.

Еще одним осязаемым результатом транспортной политики Сергея Собянина стало создание 0,5 млн. парковочных мест. Добиться таких ошеломительных показателей удалось опять-таки за счет смены приоритетов. Если раньше парковочным местом считалась ячейка в многоуровневом паркинге, то сейчас под эту категорию попадает любая размеченная белыми полосами площадка. Наиболее удачная идея — строительство заездных «карманов» вдоль дорог, особенно у магазинов и ресторанов в центральной части города. Наиболее сомнительное решение — появление парковочных квадратов на пешеходных тротуарах без обеспечения подъезда к ним со стороны проезжей части, о чем уже писал «МК».

К «мужским» инициативам Сергея Собянина можно также отнести борьбу с палатками, жертвами которой пали продавцы сигарет и пива. Из 14 тыс. киосков и ларьков, работавших в Москве в конце 2010 года, власти решили сохранить порядка 9 тыс., из них 3 тыс. разыграть на конкурсе, допустив на рынок новых игроков. «Москвичи вполне обойдутся без тех предприятий, что занимаются торговлей сигаретами и пивом по ночам. На встречах горожане ставят вопрос именно так», — аргументировал политику столичных властей глава Департамента потребительского рынка Михаил Орлов.

ЖЕНЩИНЫ

У женщин есть как минимум два повода вспомнить о годовщине смены власти в Москве. Первый — в связи с походом в детский сад или школу. Второй — в связи с заменой асфальта на тротуарную плитку.

Нельзя сказать, чтобы в прежние времена власти не пытались покончить с очередью в дошкольные учреждения. Еще как пытались! До кризиса даже строили почти 100 новых садиков ежегодно. Но рост рождаемости опережал рост квадратных метров. Сергею Собянину, если верить статистике, удалось почти невозможное: если на 1 октября 2010 года в очереди стояли 23 тыс. дошколят, то сейчас — всего 3 тыс. Причем в 95 районах из 125 проблем с устройством в ДОУ, по словам заммэра по социальным вопросам Ольги Голодец, нет вообще. Чудеса, как пояснили «МК» родители, объясняются особенностями подсчета. Если считать количество мест в группах постоянного пребывания, где ребенок может находиться с 8 утра до 7 вечера, то оно практически не изменилось. Однако власти стали активно развивать альтернативные способы «детоустройства» — группы кратковременного пребывания, игровой поддержки, подготовке к школе и т.д., за счет которых посещаемость каждого детского сада увеличилась от 30 до 100% в зависимости от наличия свободных помещений.

Что касается плитки, то тут, как говорится, на вкус и цвет товарища нет. И на шпильках ходить по ней неудобно, и 4,5 млрд. руб., наверное, можно было потратить на более нужные вещи, но, с другой стороны, понятно стремление новой власти внести свою лепту в улучшение облика города. Укладка плитки (как, впрочем, и покраска фасадов, и благоустройство дворов) прекрасно вписывается в политику «малых дел», провозглашенную Собяниным после отказа от крупных строительных проектов.

Укладка плитки вписывается в политику “малых дел”, провозглашенную мэром. Фото: Геннадий Черкасов.

ДЕТИ

Для московских первоклашек в этом году закупили 20 тыс. ноутбуков, а также диктофоны, видеокамеры и фотоаппараты. Отдельный вопрос — зачем вся эта аппаратура детям, пришедшим в школу учиться читать и писать, но малышня счастлива до поросячьего визга. Теперь они круче не только десятиклассников, но и собственных родителей! Последним, впрочем, придется обучиться хотя бы азам компьютерной грамотности. Одновременно с закупкой ноутбуков школы перешли на электронные дневники: за успеваемостью чада теперь приходится следить в виртуальном пространстве.

МОЛОДЕЖЬ

Заботу о молодежи Сергей Собянин проявил, назначив распорядителем московских парков Сергея Капкова. С приходом 35-летнего бизнесмена развитие культурных ландшафтов началось в более прогрессивном ключе. В парке Горького, например, в течение лета восстановили пикниковую зону вокруг цветомузыкального фонтана, разбили «Оливковый пляж» на 500 мест, провели бесплатный Wi-Fi, сделали огромный танцпол под Андреевским мостом, в результате чего состав публики не только сильно изменился (исчезли, например, бомжи и завсегдатаи ликвидированных шашлычных), но и заметно омолодился. Столичные блогеры провозгласили Капкова своим кумиром, а мэр назначил его управлять культурой Москвы, которая также нуждается в притоке свежих сил.

«СРЕДНИЙ» ВОЗРАСТ

Есть мнение, что москвичи были бы более приятными и счастливыми людьми, если бы не пресловутый квартирный вопрос. Однако жилищная политика горадминистрации пока не претерпела существенных изменений. Мэрия сохранила не только все жилищные программы, действовавшие при прежнем градоначальнике, но и их объемы, замороженные на стадии кризиса. В ближайшие годы бюджет будет финансировать строительство не более 700 тыс. кв. м новостроек, что означает продление сноса пятиэтажек как минимум до 2014 года и сохранение очереди в течение 20–30 лет. Вместе с тем власти обещают разработать программу строительства доходных домов и форсировать легализацию рынка арендного жилья. Хорошим шансом для решения жилищных проблем среднего класса может стать присоединение к Москве новых территорий. Хотя власти обещают не увлекаться их застройкой, потенциала средне- и малоэтажных проектов вполне достаточно для удовлетворения платежеспособного спроса.

С другой стороны, «Новая Москва» — это еще и возможность сохранить то, что осталось от исторического центра города. «Строители и инвесторы будут работать на новых территориях и перестанут искать любой свободный клочок земли в пределах МКАД», — прогнозирует Собянин. Эксперты международной консалтинговой компании Jones Lang LaSalle подсчитали, что на «новых» территориях столицы без ущерба для экологии и качества жизни может быть построено 60 млн. кв. м жилья, 5–10 млн. кв. м офисной недвижимости и 20–25 торговых центров.

ПЕНСИОНЕРЫ

Москва была и остается одним из немногих субъектов Федерации, где действуют повышенные стандарты пенсионного обеспечения. С приходом Сергея Собянина минимальный размер пенсии с учетом городских доплат был увеличен до 11 тыс. руб. в месяц в 2011 году и до 12 тыс. руб. — в 2012 году. Это меньше двойного прожиточного минимума, но, как уверяют власти, тютелька в тютельку по социальному стандарту обеспечивается лишь небольшая часть пожилого населения столицы. «Из 2 млн. 100 тыс. получателей городских доплат только 161 тысяча человек имеют маленькую пенсию. Все остальные получают больше», — говорит заммэра Людмила Швецова.

БОМЖИ

Столица традиционно была и есть излюбленным местом бродяг всех родов и мастей. Оно и понятно: у каждого вокзала для них готов и стол и дом. С назначением нового мэра, впрочем, радужная картина начала меняться. РЖД наконец-то получили от Москвы в управление привокзальные земли. Железнодорожники засучив рукава начали наводить порядок на приобретенных территориях: торговые ларьки посносили, организовали дополнительные парковки, разбили новые скверы. Естественно, что вездесущие бомжи оказались не ко двору. Их планомерно начали выживать с вокзалов. Бродяги за неимением ничего лучшего подались жить в многочисленные дворы Центрального округа. Но здесь по ним ударила борьба с автомобилями, паркующимися около жилых домов. Городские власти бесплатно начали устанавливать шлагбаумы при въезде во двор. Последним прибежищем для бомжей стали столичные парки. Здесь же за них взялись работники Департамента природопользования. Лето 2011 года запомнилось разгромом нескольких крупных бомж-поселков. Впрочем, социальные программы для малоимущих продолжают развиваться, и если бомжи хотят «цивилизованно» отоспаться в ночлежках — места для них хватит.

ГАСТАРБАЙТЕРЫ

Московских трудовых мигрантов условно можно разделить на два класса. Первые — это многочисленные дворники, коммунальщики и строители. Присутствие их в городе жизненно необходимо. Все мы понимаем, что случится, если некому будет вывозить мусор или класть асфальт. Как следствие, отношение к ним со стороны властей весьма лояльное. ФМС в этом году даже предложила отменить квоты для трудовых мигрантов.

Второй класс приезжих рабочих — это торговцы на различных вещевых рынках. С ними-то Сергей Собянин ведет битву не на жизнь, а на смерть. Практически сразу же после назначения градоначальник распорядился закрыть торгово-ярмарочный комплекс «Эмерал». Летом этого года почила в бозе знаменитая «Лужа». Мелкие же рынки вообще прекращают работу десятками. «Мы не говорим, что закроем все рынки, — ни в коем случае. Должны остаться сельхозрынки, и есть традиционные московские рынки, которые существовали всегда, — их надо привести в порядок, благоустроить и навести чистоту», — так прокомментировал свою работу сам Собянин.

РАБОЧИЕ

Здесь в первую очередь стоит вспомнить о возрождении производства на ЗИЛе.

Город решил оплатить 15 млрд. рублей долга, накопившегося у завода. Кроме этого, правительство Москвы выделило в этом году предприятию около 3 млрд. руб. Уже с 1 октября этого года производство перешло на работу в пятидневном режиме. Планируется, что до конца декабря с конвейера сойдет две тысячи новых автомобилей (1,4 тысячи машин было сделано за весь 2010 год). По словам гендиректора предприятия Игоря Захарова, план на 2012 год составляет около 7 тысяч грузовиков.

На ЗИЛе готовятся запустить производство современных автомобилей. Производство будет локализировано в юго-восточной части территории. Среди предполагаемых проектов — организация сборочного предприятия с объемом производства 500 машин в год, создание современных автобусов по лицензии, сборка метровагонов по немецкой технологии.

РИЕЛТОРЫ

Многие крупные строительные проекты в Москве были связаны с возведением новых зданий в центре на месте снесенных старых. Из-за подобной порочной практики город потерял заметную часть исторической застройки. С приходом Сергея Собянина картина резко изменилась. Мэр приостановил (а частично даже отменил) стройки, связанные с уничтожением старых зданий. Более того, столичное руководство отказалось от крупных проектов, которые могли ухудшить транспортную ситуацию. Взять, к примеру, торговый центр у Белорусского вокзала или развлекательный комплекс под Пушкинской площадью.

Политика нового градоначальника заметно сказалась на риелторах и застройщиках. Как-никак правила игры поменялись, и пришлось перестраивать приоритеты. Утешением, впрочем, может стать известие о расширении города и строительстве нового административного центра столицы. Работы там хватит на всех.

ТРАНСПОРТНИКИ

Про изменения, коснувшиеся рядовых автомобилистов и наземного общественного транспорта, мы уже сказали. Еще стоит упомянуть развитие метро. Сергей Собянин с самого начала большую ставку делал на строительство подземки. Планы по возведению станций и прокладке новых веток начали множиться как грибы после дождя. В ближайшие годы сеть веток удлинится на десятки километров. Новые станции появятся в районах города, находящихся за МКАД. К примеру, для решения транспортных проблем на недавно полученной городом территории в районе Люберецких полей решено проложить Кожуховскую ветку метро. Строительство должно начаться уже в 2012 году.

Сергей Собянин с самого начала большую ставку делал на строительство подземки. Фото: Геннадий Черкасов.

Значительные изменения коснулись сферы такси. С 1 сентября в городе заработали новые правила. Теперь автомобили обязательно иметь «шашечки», таксометр, фонарь на крыше. Водители же должны проходить предрейсовый медосмотр. На машины такси чиновники выдают специальные разрешения. Пока делается это без ограничений. Правда, нужно учесть, что штрафы за нарушения вступят в силу только с 1 января 2012 года. Многие частники, не боясь наказания, продолжают работать по-старому. Неизвестно, как новые правила скажутся на безопасности (лицензии выдаются без проверки оборудования автомобиля). Но определенный порядок на рынке все-таки появился.

ЧИНОВНИКИ

С приходом Сергея Семеновича многие чиновники заговорили о новом «стиле руководства Собянина». Во-первых, градоначальник изменил график рабочего дня. Госслужащие стали приходить на работу на час раньше. Подобное решение объяснили борьбой с пробками. Дескать, снижается нагрузка на дороги в час пик. На самом же деле заторов меньше не стало. Во-вторых, мэр практически полностью поменял руководство города. Префекты округов и главы районов уходили в отставку один за другим. В результате из «старой команды» осталось всего несколько человек. Горожанам же во время кадровой перетряски пришлось пережить несколько волн чиновничьего усердия. Чтобы не потерять работу, служащие любое пожелание Сергея Собянина выполняли с рвением, переходящим все границы. Вспомнить ту же борьбу с ларьками, когда под одну гребенку попали газетные киоски и кассы по продаже билетов на автобусы. В-третьих, новый мэр запомнился для чиновников непредсказуемостью своей работы. Он в последний момент определял места для своих субботних объездов. Заранее подготовиться к приезду градоначальника было невозможно. Для полноты охвата Сергей Семенович еще возил с собой в автобусе почти все руководство города. Неизвестно же было, чье хозяйство проинспектируют сейчас. Правда, через какое-то время он отказался от подобного формата работы. Сейчас градоначальник совершает уже плановые инспекции по округам и контролирует проведенные работы по благоустройству.

Теперь, когда снято 2 тысячи перетяжек и 50 тыс. кв. м незаконной рекламы, “Москва стала как будто светлее”. Фото: Геннадий Черкасов.

Кроме этого, Сергей Собянин отметился заявлениями о возможном переезде госучреждений в «бюроград». Предполагается, что где-то на территории «новой Москвы» появится огромный комплекс зданий, где будут сидеть все городские государственные структуры. Но никакого практического воплощения идея пока не получила.

СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ГОСУСЛУГ

Нареканий к столичным больницам и поликлиникам у горожан накопилось немало. Так, 37% зданий, находящихся на балансе столичного Департамента здравоохранения, имеют сегодня износ более 60%. Стоит упомянуть и об отсутствии современного оборудования. Ответом на эти проблемы стала беспрецедентная сумма, выделенная на модернизацию столичного здравоохранения. На нужды медучреждений выделено 23 млрд. рублей. Город планирует закупить 93 тысячи единиц различного оборудования. Более того, по словам Сергея Семеновича, город дополнительно выделил 8 млрд. рублей на финансирование клиник. По расчетам властей, это позволит увеличить работу медперсонала на 10%.

Свои изменения претерпела и сфера госуслуг. В Москве активно начали создаваться так называемые многофункциональные центры. Главная идея — собрать под одной крышей представителей всех ведомств и унифицировать их. Тогда горожанин сможет получить необходимые справки на все случаи жизни в одном месте, не обивая пороги. Пока в столице подобных учреждений всего несколько, но ожидается, что к 2013 году они появятся в каждом районе.

УЧИТЕЛЯ

Главное собянинское изменение системы образования — новая форма оплаты учителей. Теперь зарплата учителя состоит из гарантированного оклада и так называемой «мотивационной части». Последняя будет зависеть от набранного количества баллов за оценки учеников, проведение экскурсий, других внешкольных занятий и т.п. В оценке будет принимать участие и руководство школы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру