Конституция осталась без собрания

Реплика Марины Озеровой, корреспондента отдела политики

Администрация Президента решила, что закон о Конституционном собрании не нужен. Конституция администрацию не слушает и продолжает утверждать обратное.

Реплика Марины Озеровой, корреспондента отдела политики

5 марта президент Медведев после встречи с представителями незарегистрированных партий дал несколько поручений своей администрации. Среди них было и такое: к 20 марта «представить предложения по подготовке проекта федерального конституционного закона о созыве Конституционного собрания». (Формулировка процитирована с официального сайта главы государства, запомните ее, это важно.) Тему поднял на встрече экс-спикер Госдумы Геннадий Селезнев: 18 лет уже Конституции нашей, сказал он, а предусмотренный ей федеральный конституционный закон о Конституционном собрании так и не принят.

Действительно, глава 9 Основного закона под названием «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» гласит: если речь идет о новой редакции Конституции или внесении изменений в главы 1 («Основы конституционного строя»), 2 («Основные права и свободы человека и гражданина») и ту самую 9-ю, требуется созвать некое Конституционное собрание. Порядок созыва должен быть определен в федеральном конституционном законе. Чтобы внести поправки в любые другие главы Конституции, включая те, где говорится о распределении полномочий между ветвями власти, собрания не требуется — достаточно принять специальный закон. В 2008 году мы наблюдали, как это делается, когда наш правящий тогда еще тандем провернул операцию по продлению срока полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы — с 4 до 5 лет.

Итак, президент всего лишь просил представить предложения о подготовке законопроекта. Он не просил проработать вопрос о том, нужно ли нам менять главы 1 или 2 Конституции или вообще разрабатывать новую, и о том, нужно ли нам в ближайшей исторической перспективе созывать Конституционное собрание...

Поручение типа выполнено. Глава Администрации Сергей Иванов сообщил: «Рабочая группа признала нецелесообразным. В поручении президента не говорилось о создании закона. Речь шла о том, чтобы проработать вопрос. Проработали и приняли решение».

Признала нецелесообразным. Что именно? Г-н Иванов больше ничего не сказал. Но агентство Интерфакс приводит слова некоего анонимного «высокопоставленного источника» в Администрации Президента, который попытался какие-то объяснения дать: «В настоящее время нет предпосылок для внесения изменений в Основной закон. Предложения о пересмотре указанных статей (глав 1 и 2 Конституции, надо полагать. — „МК“) в Госдуму не поступало».

Маловнятные слова, ставящие знак равенства между принятием закона о порядке созыва Конституционного собрания и принятием новой Конституции. И что мы должны думать? Что в Кремле просто вспомнили слова Антона Павловича Чехова: «если в первом акте пьесы на стене висит ружье, то в последнем акте оно непременно должно выстрелить» — и побоялись принимать закон, как бы намекающий на саму возможность радикальной конституционной реформы?

Все равно неубедительно. Давно уже приняты конституционные законы о чрезвычайном положении и о военном положении, но почему-то никому и в голову не приходит воспринимать их как то самое ружье. Ни ЧП, ни военного положения в масштабах страны, слава богу, пока не случилось. Но такие законы должны быть — на всякий случай, чтобы их отсутствие в критический момент не спровоцировало новые беды.

Трудно поверить в то, что анонимные источники в Кремле не знают или не понимают всего этого. Значит, остается одно объяснение странного отчета о выполнении поручения президента: перед нами — классическая отписка. Им, чиновникам, сейчас не до закона о Конституционном собрании. Они готовятся к кадровой перетряске, неизбежно последующей вслед за инаугурацией нового президента. И вот — «признано нецелесообразным».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру