Разнесенные ветром

Почему США раз за разом оказываются не готовы к особым ситуациям

Главный политический комментатор CNN Вулф Блитцер в день президентских выборов 6 ноября несколько раз восклицал: «Невероятно! В Америке, в XXI веке!» Так он реагировал на сообщения о том, что в разных городах страны народ стоит по нескольку часов в очередях перед избирательными участками, чтобы проголосовать. Во Флориде время ожидания кое-где доходило до 8 (!) часов; в одной из очередей женщина, перегревшись на солнце, упала в обморок и была увезена неотложкой. Такую ситуацию действительно легче представить в какой-нибудь стране третьего мира, а если в Америке — то лет двести назад.

Почему США раз за разом оказываются не готовы к особым ситуациям

На ремонт нет денег

Хочу сразу оговориться, что не везде эта абсурдная картина была связана с материальными трудностями — нехваткой помещений, кабин, автоматов для голосования, компьютеров, рабочих рук и т.д. Во многих районах страны на местном уровне власти сознательно пытались затруднить и ограничить голосование. Особенно типично такое поведение для органов власти, контролируемых республиканцами: в этом году переизбрание Обамы решающим образом зависело от массовой явки национальных меньшинств, малоимущих, молодежи, женщин и других категорий прообамовского электората, которые не могут или не хотят часами стоять в очереди или ехать далеко от дома, чтобы отдать свой голос.

Девятого ноября, когда штаб избирательной кампании Митта Ромни уже признал свое поражение в штате Флорида, в этом штате (где правят республиканцы) еще продолжалось голосование наряду с подсчетом голосов! Бывший вице-президент США Ал Гор, который в 2000 году проиграл выборы Джорджу Бушу из-за все той же Флориды с ее бесконечными пересчетами бюллетеней вручную, сравнил сегодняшнюю ситуацию во Флориде с концом XIX века, когда южные штаты подавляли избирательные права чернокожего населения.

И все же дело тут не только в политических интригах. В технологически передовой Америке до сих пор сохранились районы, где голосуют на допотопных перфорирующих машинах, а голоса подсчитывают вручную. В большинстве мест, правда, используется электроника — это или безбумажная технология, где бюллетень заполняется прямо на экране, соединенном с компьютером, или сканирование бумажных бюллетеней с поступлением сканированных данных в компьютер. Экраны, на которые нажимает избиратель, основаны на устаревшей технологии, далекой от сегодняшних высокочувствительных экранов айфонов и айпэдов, и эти системы периодически дают сбои. А помимо этого, их не поддерживают в надлежащем состоянии, и без технического обслуживания они становятся просто непригодными для использования. Например, в округе Ли штата Флорида, где были одни из самых длинных в Америке очередей в день выборов, машины-сканеры никто не ремонтировал и не заменял со времени выборов 2008 года, поэтому их остро не хватало. Когда официальных лиц спрашивают о причинах такого положения, ответ всегда один: «Нет денег».

Экс-вице-президент Гор назвал такое положение «позором нашей страны». Вновь переизбранный президент Обама сказал, что «мы должны это исправить». Но исправить позор можно только административно-финансовыми рычагами. Административных не хватает потому, что в Америке нет единых избирательных правил и законов — в каждом штате и даже в каждом муниципальном округе выборы проходят по-своему, и заставить власти на местах что-то делать «так, как надо», в США невозможно (им бы нашу «вертикаль»!). Финансовых рычагов не хватает потому, что не хватает финансов — и на федеральном уровне, и на уровне штатов, и в муниципальных образованиях. Американцы ненавидят налоги, и политики, потакая настроениям толпы ради собственного переизбрания, морят голодом бюджеты всех уровней.

Ни ураганом, ни наводнением

Именно в этом заключается также объяснение нескончаемых страданий американского населения от стихийных бедствий. Что ни ураган, землетрясение, наводнение или лесной пожар, то гуманитарная катастрофа. Инфраструктура устарела, изношена сверх всякой меры, ее десятилетиями недофинансировали, и теперь нужны уже не миллиарды, а сотни миллиардов долларов, чтобы привести ее в порядок, — она рушится даже без ударов стихии...

Затопленная ураганом «Сэнди» южная часть нью-йоркского Манхэттена практически не защищена дамбами, хотя эту часть города уже затопляло в 1938, 1893, 1862 годах и раньше. Ничем не защищены и прибрежные районы Нью-Джерси, которые «Сэнди» разнес в щепки, не пощадив Атлантик-Сити с его шикарными казино, которые затопили волны Атлантики. О чем думали те, кто строил этот амбициозный «город порока», аналог Лас-Вегаса на другом конце страны, когда они ставили казино практически на краю океана без какой-либо защиты? О том, что ураганы в этой части страны бывают редко? Или о том, чтобы не тратить лишних денег — авось пронесет, на наш век хватит, а после нас хоть потоп (в самом прямом смысле слова)?

Примерно так рассуждали и те, чьими «стараниями» народ в Нью-Йорке и Нью-Джерси сейчас стоит в длинных очередях за бензином. Благодаря им не только АЗС, но даже многие оптовые топливные базы и нефтеналивные терминалы на американском северо-востоке не имеют автономных генераторов на случай отключения электроэнергии — а ее массовые отключения происходят регулярно, даже без ураганов. Достаточно сильного дождя или снегопада со штормовым ветром, чтобы начали падать деревья, обрывая линии электропередач.

Через 10 дней после урагана «Сэнди» на Лонг-Айленде — на этом острове находятся в основном богатые пригороды Нью-Йорка — более 100 тысяч домов оставалось без электричества. У энергокомпании LIPA (хорошая транслитерация русского слова!) не оказалось достаточно рабсилы и оборудования для быстрой ликвидации отключений. А ее энергосистемой, как выяснилось, управляет компьютер 25-летней давности, дедушка-мейнфрейм величиной с комнату. Почему не модернизируют? «Так это ж денег стоит!» — в порыве откровенности сказал один из менеджеров этой самой «липы»...

Лишь когда чаша терпения рядовых граждан переполняется и политики, чувствуя это, начинают бояться за свои кресла, государственные органы заставляют частный бизнес тратиться на защиту от стихийных бедствий. Так было, к примеру, во Флориде, где в 2006 году был принят закон, предписывающий АЗС, магазинам, многоквартирным жилым комплексам и др. иметь аварийные электрогенераторы. Сегодня разговоры на эту тему ведутся в сферах власти Нью-Йорка и Нью-Джерси.

По колено в...

А вот еще одна тема из этой же оперы. Когда москвичи или петербуржцы жалуются на проблемы с общественным транспортом, я бы посоветовал им изучить этот вопрос в Америке. В транспортных сводках нью-йоркских радиостанций постоянно звучат сообщения о задержках и нарушениях движения из-за проблем с путями, стрелками или семафорами. Это относится то к метро, то к железной дороге. Задерживается прибытие и отменяется отправка поездов, народ томится в обездвиженных вагонах или мечется в поисках альтернативного транспорта... Неисправные пути, стрелки и семафоры ремонтируют — хотя правильнее было бы сказать «латают» — и молятся, чтобы эксплуатация ветхой инфраструктуры, выработавшей свой ресурс, не обернулась человеческими жертвами.

Документальный фильм «Разрушение Америки», который неоднократно показывал телеканал The History Channel, именно так формулирует modus operandi властей: «Латать и молиться». Результат этих действий можно наблюдать на многих городских улицах и автомагистралях: колдобины, дорожное полотно типа «стиральная доска», дешевые и недолговечные заплатки «советского» типа...

«Латание с молитвами» не всегда приносит желаемый результат — иногда случаются трагедии и гибнут люди, как это произошло в Миннесоте в 2007 году: рухнул мост через Миссисипи на автодороге федерального значения, 13 человек погибли, 145 получили ранения.

От железных и автомобильных дорог можно перейти к аэропортам, диспетчерские системы которых не справляются с объемом воздушного движения и безбожно устарели технически. Ситуации в воздухе, которые по-английски называют «near-miss» (когда едва удается избежать столкновения самолетов), а также столкновения лайнеров на земле во время рулежки происходят с пугающей регулярностью.

Далее идут энергосети (достаточно вспомнить каскадные отключения электричества в Калифорнии в 2000—2001 годах и блэкауты на американском северо-востоке в 1965 и 2003 годах), затем гидросооружения и различные коммуникации — некоторые моменты просто поражают. Ну, например, в Сент-Луисе (штат Миссури) и других городах Среднего Запада ливневая канализация совмещена со сточными водами. В этом районе страны каждый год происходят наводнения, и совмещение «в одном флаконе» гигантских масс снегодождевой воды с продуктами жизнедеятельности человека приводит, сами понимаете, к разливу этих самых продуктов по улицам и дорогам, а также затоплению ими жилых домов. Авторы фильма «Разрушение Америки» показали устрашающие кадры домов, жители которых ходят по колено в... ну, вы понимаете, в чем. Пишут жалобы, звонят и ходят по инстанциям, но радикально проблему никто не решает. Прямо не Миссури, а Челябинская область.

Находить для этого деньги надо всегда

В фильме «Разрушение Америки» также рассказывается о тысячах дамб, которые удерживают чудовищные объемы индустриального шлама. Оказывается, эти смертельно опасные для людей объекты не только регулярно не инспектируются (инспекторов не хватает), но даже как следует не учтены, а некоторые из них вообще неведомо кому принадлежат — ну, это ли не «совок»?

Ясно, что чем дольше американские политики будут откладывать крупномасштабные инфраструктурные проекты, тем чаще будут гибнуть люди и тем дороже в конечном итоге обойдется неизбежный общенациональный «капремонт». Можно, конечно, без него обойтись, но тогда США очень скоро превратятся в страну третьего мира, этакую «Верхнюю Вольту с ракетами», как когда-то называли Советский Союз...

Информационное агентство «Ассошиэйтед Пресс» посвятило проблемам инфраструктуры «постоянный проект». Журналисты агентства отслеживают ЧП, происходящие в разных городах и штатах, анализируют их причины и пытаются понять, что нужно сделать для предотвращения техногенных катастроф. Главный вывод: необходимо изыскивать средства для инфраструктурных проектов в любое время, экономический ли подъем на дворе или рецессия. Свои крупнейшие проекты Америка начала осуществлять в труднейший период 30-х годов. Строительство нью-йоркского моста Трайборо началось в хрестоматийный день «черной пятницы» в 1929 году, когда рухнула биржа, положив начало Великой депрессии. Через неполных семь лет было открыто движение по мосту.

Надо, не кивая на рецессию, изыскивать деньги на системы общественного транспорта. Нью-йоркский сабвей — позор: это касается и внешнего вида станций, и их вентиляции, и графика движения поездов, и обеспечения безопасности пассажиров. В лондонской подземке камер наблюдения на порядок больше, чем в нью-йоркском сабвее; в московском метро вы можете позвонить по сотовому телефону с любой станции, из любого тоннеля, а в нью-йоркском — телефон работает лишь на некоторых станциях.

Есть, правда, и светлые пятна на этом темном фоне. Например, система общественного транспорта в Гранд-Рэпидс, штат Мичиган, за счет дополнительных поступлений от налога на недвижимость (избиратели трижды голосовали за его повышение) за 10 лет вдвое увеличила количество автобусов и пассажиропоток. И в течение целого десятилетия имела бездифицитный бюджет. Это в депрессивном Мичигане с его детройтским автопромом, который больше других пострадал от экономического спада!

...И все же в новостях преобладают рассказы об инфраструктурных ужасах. Помню, однажды, задолго до того, как Атлантик-Сити разгромил ураган «Сэнди», полиция перекрыла участок Пасифик-авеню вблизи казино «Трамп Плаза»: из-за бушующих в подземной канализации пожаров взлетали на воздух крышки колодцев. На вопрос о причине опасной канонады начальник городской пожарной охраны ответил: «Износ сетей».

МЕЖДУ ТЕМ

МЧС России направляет более 50 тонн гуманитарной помощи в пострадавший от урагана «Сэнди» Нью-Йорк; большая часть груза — 27 тонн — это одеяла.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру