«Наши сердца разбиты». А дух?

Поможет ли трагедия города Ньютаун избавиться всей Америке от доступного оружия?

В конце прошлой недели в начальной школе «Сэнди Хук» в городе Ньютаун, штат Коннектикут, от руки помешанного убийцы расстались с жизнью 20 детей все 6-7 лет и их 6 учителей. Днем раньше конгресс другого американского штата Мичиган принял закон, разрешающий приносить оружие в… школы! Тщетно школьные советы штата пытались бороться против этого законопроекта. В тот же день — 14 декабря конгресс штата Огайо проголосовал за законопроект, разрешающий держать оружие в автомашинах, включая запаркованных в гаражах конгресса.

Поможет ли трагедия города Ньютаун избавиться всей Америке от доступного оружия?

Несколькими днями раньше конгресс штата Иллинойс отменил закон, запрещающий скрытое ношение оружия, а официальные власти штата Флориды с гордостью возвестили, что на днях они выдадут миллионную юбилейную лицензию на право скрытого ношения оружия. В пресс-релизе властей штата говорится: «Мы стали сильнее на один миллион». Трагедия городка Ньютаун своеобразное эхо этого «законотворчества», ибо то же самое, вполне могло произойти и в Мичигане, и в Огайо, и в Иллинойсе, и во Флориде.

Особая жестокость и возраст жертв ньютаунской трагедии всколыхнули всю Америку. Дэн Гросс, президент организации «Компания Брейди за предотвращение огнестрельного насилия» говорит: «Мы искреннее верим, что ньютаунская трагедия это трагедия особого рода. Не может порядочный человек при виде этой трагедии не возмутиться, что такое возможно в нашей стране. Мы должны использовать это извержение возмущения для того, чтобы добиться перемен».

Пока что оптимизм господина Гросса фактами не подтверждается, не подтверждается он и опытом прошлых трагедий. Реакция большинства законодателей однообразна: возмущение, сожаление, сочувствие, молитвы, срок на «ремонт» разбитых сердец и судеб, примирение с необратимым.

Губернатор штата Колорадо Джон Хиккенлупер не повел даже бровью, когда в его штате в городе Аврора в местном кинотеатре серийный киллер застрелил 12 человек. Но после ньютаунской трагедии он произнес: «На сей раз настало время». Закон физики о переходе количества в качество в социальном преломлении становится цинизмом. «Ага, убили 20 детей 6-7-летнего возраста! Ну это другое дело…» Но губернатор Хиккенлупер, сказавший, что «настало время», не спешит. Он ждет следующей законодательной сессии, когда демократы получат большинство в обеих палатах, то есть «настало время» для демократов, а не д ля республиканцев.

Кстати, дело не только в разнопартийном понимании «настало время», но и, так сказать, в разнодолжностном. Мэры городов во главе с мэром Нью-Йорка Блумбергом за обуздание оружейного лобби, губернаторы — против. В чем тут дело? Ларчик просто открывается: мэры не лезут в президенты; губернаторы мечтают о Белом доме, и в Белый дом с антиоружейными идеями не пролезешь. Губернатор Техаса Рикк Перри в связи с трагедией в Ньютауне дал указание всем школьным дистриктам своего штата «подготовиться к отпору», то есть вооружиться до зубов. Трудно даже представить, какое побоище разыгралось бы в школе «Сэнди Хук», если бы заговорили стволы с обеих сторон.

Истины ради необходимо сказать, что и администрация президента Обамы тоже не без греха. В связи с трагедией в Ньютауне вскрылась весьма поучительная история. Оказывается в начале 2011 года, когда в Аризоне была ранена конгрессвумен Гриффордс, а еще несколько человек были убиты, министерство юстиции разработало подробный список мер с целью преградить путь к оружию преступникам и психически неуравновешенным людям. И что же? Этот список был положен в долгий ящик, как только Обама начал свою кампанию за переизбрание президентом. Список мог стать балластом для него даже будучи не претворенным в жизнь.

История со списком минюста США тем более показательна, что включенные в него меры не требовали добра со стороны Конгресса. Они могли быть задействованы президентским указом. Но на сегодняшний день список покрыт годичной канцелярской пылью, президентского указа нет и в помине, а люди, даже дети, продолжают гибнуть под огнем маньяков и преступников. В хорошо осведомленных политических кругах Вашингтона считают, что сейчас Обама вряд ли предпримет фронтальную атаку на оружейное лобби.

Национальная оружейная ассоциация пока предпочитает помалкивать. Но сразу же после переизбрания Обамы президент ассоциации Дэвид Кини писал: «Мы должны быть готовы бороться с Обамой на каждом фронте, объединять всех избранных официальных лиц, дружественных нам, и перетягивать на нашу сторону тех, кто находится посередине и давать им всем знать, что владельцы оружия не будут просто стоять, наблюдая, как их лишают конституционных прав». Добавлю к этому еще два факта. С избранием Обамы президентом в 2012 году сразу резко возросла торговля оружием. Люди спешат запастись им, опасаясь что президент может накинуть узду на продажу огнестрельного оружия. Факт второй: 97% донорских долларов НРО пошли в кассу республиканской партии на выборах в Конгресс США этого года. Республиканцы и оружейное лобби это чашка и ложка, шерочка с машерочкой с автоматами наперевес…

В воскресенье президент Обама прилетел в Ньютаун. После встречи с родными и близкими погибших он выступил перед жителями этого городка. Речь Обамы была написана им самим без участия спичрайтеров. Она по существу состояла из двух частей. В первой части президент выступал, как говорят в Америке, в роли Верховного главноуспокаивающего. Он процитировал большой отрывок из Библии, начинающийся словами «не теряйте сердца…». Он сказал, что приехал в Ньютаун, чтобы передать его жителям любовь и молитвы всей страны и показать, что они не одни. Он говорил о мужестве и самоотверженности учителей и даже школьников. Один из них, оказывается, решил подбодрить взрослых и сказал: «Я знаю карате. Так что следуйте за мной, все будет о’кэй». Это было единственное место, вызвавшее смех аудитории.

Вторая часть выступления Обамы касалась существа вопроса: он сказал, что перед нацией поставлены «острые вопросы». Детям необходима поддержка и в первую очередь обеспечение их безопасности. И это задача и долг всего народа. «Мы несем ответственность за каждого ребенка… Все мы родители. Все они наши дети», — сказал президент и добавил, что «забота о детях, наш первейший долг. Если мы это не сделаем правильно, мы ничего не сделаем правильно. Вот так будут судить о нас как об обществе».

Свое выступление президент закончил, назвав поименно всех 20 детей, ставших жертвами маньяка. Перед этим он процитировал слова Христа: «Пусть маленькие дети подойдут ко мне. И не препятствуйте им, ибо они принадлежат царству небесному». Аудитория, стоя и бурными аплодисментами, проводила Барака Обаму…

Политические комментаторы единодушно расценили речь президента как знак того, что он всерьез возьмется за проблему контроля над оружием. Мэр Нью-Йорка Блумберг даже выразил мысль, что это станет задачей №1 второго срока Обамы.

Пока Обама выступал в Ньютауне, в Вашингтоне на воскресной программе телеканала Эн Би Си сенатор-демократ Дайон Файнстин заявила, что внесет вскоре в Конгресс законопроект о запрещении автоматического оружия. «Мы готовы пойти на это, и нация нас поддержит», — сказала сенатор. Она внесет свой билль как только Конгресс соберется на свою новую сессию в январе. Билль Файнстин будет предусматривать запрет на продажу, передачу, импорт и владение автоматического оружия. Кроме того билль запретит все виды магазинных коробок, вмещающих более 10 пуль.

Неужели лед тронется и разобьется как сердца жителей Ньютауна? Неужели дух разума, гуманизма и благородства восторжествует? Верится с трудом, но верить очень хочется.


Мэлор Стуруа

РЕПЛИКА

Эми БРИТТН, американской журналистки, проходящей стажировку в «МК»

ШКОЛА ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ «ОСТРОВКОМ СПАСЕНИЯ»

Мне было 12 лет, когда два стрелка-тинейджера в один апрельский день открыли огонь в школе Колумбайн (Колорадо) и убили 13 человек, прежде чем совершили самоубийство. Будучи школьницей в Луизиане, я была примерно в 1000 милях от той школы, от тех учеников и того ужаса, который взорвал эту маленькую колорадскую общину. То, что случилось в тот день, оставило отметку в моем сердце и сердцах моих одноклассников, так же как у миллионов по всей Америке.

После того дня в Америке школа перестала быть безопасным местом. Она перестала быть «островком спасения». Внезапно я почувствовала себя уязвимой — чувство, которое я никогда не испытывала прежде, сидя в классе или гуляя по коридору с моими сверстниками.

В 2007 году, примерно восемь лет спустя, я училась в университете в Луизиане, когда, не веря своим ушам, узнала о бойне в политехническом институте в Вирджинии. Мы все горевали, и, чтобы продемонстрировать солидарность, мои однокурсники изменили картинки в Фейсбуке на черную ленту в память о 32 жертвах.

Сейчас мне 26 лет, я закончила образование и живу своей жизнью. Несколько месяцев назад стрельба в стиле «Бэтмен» в колорадском кинотеатре напомнила нам, что американский кинематографический опыт — долгая, гордая традиция нашей страны — не защищает нас от насилия. И в пятницу, когда 20-летний стрелок устроил бойню в школе в Ньютауне, Коннектикут, наша страна была вновь ошеломлена. Здесь, в Москве, я смотрела ТВ и видела кадры с плачущими маленькими детьми, выбегающими из некогда безопасной их школы. Я будто перенеслась на десятилетие назад, когда я видела плачущих тинейджеров, бегущих из колумбайнской школы.

И вновь я почувствовала боль разлетевшейся вдребезги невинности — не моей собственной, а миллионов других детей этого поколения, которые впервые осознали, что школа больше небезопасна. Они впервые осознали, что в мире существует истинное зло, против которого не могут защитить арки металлоискателей, звонки тревоги и сирены.

И вновь в Америке мы получили еще один звонок. Есть идея, что это должно стать «поворотным пунктом», когда законодатели внесут существенные изменения, чтобы подобное не происходило вновь. Но разве история ничего не значит? Не слишком ли быстро мы позабыли расстрелы в Колумбайне, Вирджинии и Авроре? Тот первый раз должен был стать поворотным пунктом.


Эми Бриттн

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру