«Антинаркотики» отсырели

Законопроект о тестировании школьников и студентов приняли с массой вопросов

Госдума приняла в первом чтении законопроект, вводящий в российских школах и вузах тестирование учащихся на наркотики. Депутаты заявили, что работать он не будет, но дружно нажали кнопку «за» — потому что «надо же что-то делать!»

Законопроект о тестировании школьников и студентов приняли с массой вопросов
Рисунок Алексея Меринова

Докладчик, замглавы Минобразования и науки Александр Климов, уверен: предложенный механизм позволит на ранних стадиях выявлять детей-наркоманов. А механизм, апробированный в ряде регионов, такой: «социально-психологическое тестирование учащихся» школ, колледжей и вузов и «профилактические медицинские осмотры с целью раннего выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ». Если ребенку нет 15 лет, «раннее выявление» проводится при наличии «письменного информированного согласия» родителей или опекунов, а если ребенку больше 15 лет — согласие дает он сам. Дополнительных средств из бюджета на реализацию закона не потребуется, оптимистично заверил г-н Климов: все будет делаться за счет уже выделенных на образование и здравоохранение средств.

Глава думского Комитета по охране здоровья Сергей Калашников (ЛДПР), признав, что система раннего обнаружения наркоманов очень нужна, назвал правительственную инициативу «противоречивой». Не понятно, до какой степени глубоко должны информироваться родители и ученики перед тем, как давать согласие на тестирование: будут ли им сообщать, что Кодекс об административных правонарушениях обещает достигшим 16 лет вплоть до 15 суток за употребление наркотиков в общественных местах? «Если да, то многие родители и ученики могут отказаться», — предположил г-н Калашников. Кроме того, всех выявленных наркоманов предлагается направлять в наркодиспансер, пояснил депутат. «14-летний школьник ставится на учет и потом на всю жизнь попадает в черные списки, ему закрыт путь ко многим профессиям, ему не дадут водительских прав и разрешение на оружие, потому что механизма снятия с учета у нас нет. Для детей порядок должен быть другой!» — сказал он.

«Закон надо принимать, но на уровне поправок его нельзя довести до нормального конца, нужно создать рабочую группу вместе с Минздравом и Минобрнауки, чтобы подробно прописать проголосованное в первом чтении», — такую сложную для восприятия нормального человека рекомендацию дал коллегам по палате г-н Калашников.

Депутаты все поняли правильно: НЕ принять нельзя. Законопроект сырой, но другого нет...

«В сельских школах нет психологов, кто там будет проводить тестирование?» — спросила Евдокия Бычкова («СР»). «На село будут выезжать специалисты из городов, а в городах работает 40 тысяч социальных психологов», — заверил г-н Климов. Не сказал он лишь о том, насколько эти психологи готовы к выполнению столь специфичных задач.

«Как будет обеспечиваться анонимность результатов тестирования? Не приведет ли оно к росту числа суицидов?» — спросила Надежда Шайденко («ЕР»). «Сохранение медицинской тайны и анонимность результатов тестирования предусмотрены законопроектом», — только и смог сказать в ответ докладчик.

Некоторые выступавшие предлагали ужесточить предложенную правительством схему. Михаил Емельянов («СР») предложил заменить формулировку «письменное согласие» на «отсутствие возражения». А Сергей Иванов (ЛДПР) вообще высказался за возрождение существовавшей в советское время нормы УК, каравшей за употребление наркотиков. «В таком виде закон работать не будет», — заявил он. Тамара Плетнева (КПРФ) назвала предложенные меры «отпиской», напомнив о цене вопроса: «В Ростовской области на обследование 240 тыс. учащихся потратили 20 млн рублей, на учет поставлено 130 человек»...

«С 2004 года во многих регионах проводились эксперименты, процент употребления наркотиков в школах — в среднем от 0,1% до 2%, это настораживает», — сказала Салия Мурзабаева («ЕР»).

На доработку принятого документа Госдума отвела 30 дней.


Марина Озерова

ЧТО ДАЛ ЭКСПЕРИМЕНТ?

Старт эксперименту по пробному тестированию на наркотики в российских школах в ноябре 2011 года дал главный нарколог Минздрава Евгений Брюн. И до нынешнего времени то в одном, то в другом регионе страны проходили успешные (по словам проводящих) эксперименты разной степени массовости. Один из недавних прошел в школах Псковской области — об этом «МК» рассказал зам. начальника Псковского управления по наркоконтролю Олег Поскребышев:

— По плану мы собирались охватить тестом приблизительно 4500 школьников, но в результате протестировали около 3500 человек, что считаем отличным результатом. Технически тестирование представляло собой анализ мочи. Это были анонимные тесты — об их результатах не знал никто, за исключением родителей тех детей, которые были выявлены как употреблявшие наркотики. Таковых из 3500 оказалось лишь двое, причем это были эпизодически употреблявшие, поэтому родителям были даны рекомендации только по профилактике. Все тесты были добровольными — на них требовалось согласие родителей, применительно к несовершеннолетним, и согласие самих подростков, если они совершеннолетние. Отказавшихся от тестирования было не более 20%.

Впрочем, условия проведения экспериментов по разным регионам страны заметно разнятся. К примеру, в московской школе №687 из 200 учеников 9–11-х классов, которым было предложено пройти тестирование, дали согласие всего 65 человек. В массе своей руководители школ не имеют ничего против тестирования своих учеников на наркотики:

— Лично я поддерживаю такое тестирование, — высказала мнение многих Елена Косарихина, директор московской школы №1148 им. Ф.М.Достоевского. — Увы, далеко не все родители ответственно относятся к своим детям и способны разглядеть опасность вовремя.

СПРАВКА "МК"

По подсчетам Минздрава, от общего числа наркоманов в России школьники составляют около 15%, а в целом молодежь в возрасте 16–30 лет — 60%. И это притом что общее число наркозависимых россиян зашкаливает за 6 миллионов человек.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру