Громовержец из ЦРУ на Капитолии

На пути в Джона Бреннана в Лэнгли стали беспилотники и пытки

Мы говорим «Бреннан», подразумеваем «дроны». Мы говорим «Дроны», подразумеваем Бреннона. Дроны — беспилотные самолеты, стреляющие ракетами по лидерам «Аль-Каиды» и убивающие всех, кто случайно окажется с ними по соседству. Бреннан — громовержец, по советам которого президент Барак Обама отдает приказы дронометания. Дроны помогли Бреннану сделать карьеру, но эти же самые дроны были главным препятствием на его пути из Белого дома в Лэнгли, штаб-квартиру ЦРУ, директором которого его назначил президент и конфирмацию которого начал в прошлый четверг 7 февраля сенат.

На пути в Джона Бреннана в Лэнгли стали беспилотники и пытки

Еще до начала слушаний на Капитолии группа борцов за мир, проникшая в зал, где заседал сенатский комитет по разведке, начала скандировать слова: «Убийства против Конституции!» (по-английски это получается в рифму). Одна женщина держала плакат, на котором было написано: «Дроны летают — дети умирают». Протесты продолжались и после того как Бреннан начал давать показания. Только когда протестующие в пятый раз перебили громовержца, председатель комитета Диана Файнетин прервала слушания и приказала очистить зал от народных клакеров. Она приказала также больше не допускать их в зал.

Когда Бреннан возобновил свои показания, то его первыми «подзащитными» оказались не дроны, а пытки. Сенатор-республиканец Саксби Чамблисс стал допытываться у Бреннана, знал ли он, работая при президенте Буше в ЦРУ, что это управление занимается «брутальными методами допросов», то есть пытками? Бреннан тогда не просто работал в ЦРУ, а был в Лэнгли человеком №3. Бреннан уклончиво ответил, что «не участвовал в этой программе», хотя его спрашивали совсем не о том, загонял ли он собственноручно гвозди под ногти пытаемых. Сенатор тут же уличил «незнайку» во лжи, представив в качестве доказательства 50 электронных писем, которые тот получил о допросах Абу Зубайды, террориста, схваченного в Пакистане в 2002 году. Зубайду подвергали пытке имитацией утопления. Растерявшийся Бреннан не нашел ничего лучшего, чем ответить: «В данный момент, сенатор, я не знаю, что есть истина». Ну прямо по Библии!

Наконец, под давлением сенатора Левина Бреннан пообещал, что под его руководством ЦРУ прибегать к «утоплению» не будет.

И вот от воды сенаторы перешли к воздуху, где хозяйничают железные стервятники — дроны. Они привлекли особое внимание общественности после того, как в 2011 году ракетой, выпущенной с беспилотника, был убит в Йемене Анвар аль-Авлаки. Несмотря на такую фамилию, он был американским гражданином, как и президент США Барак Хуссейн Обама. Итак, американский гражданин был убит без суда и следствия, лишь по приказу президента и по совету Бреннана. Последний оправдывался тем, что сам аль-Авлаки замышлял убийство американцев, будучи активным членом «Аль-Каиды». Бреннан в роли главного советника президента по контртерроризму способствовал резкому увеличению убийств людей, подозреваемых в терроризме с помощью дронов.

Отбиваясь от сенаторов, Бреннан защищал программу дронов, прикрываясь авторитетом Обамы. Он говорил, что президент настаивал на «законности» каждого применения дронов. Он требовал, чтобы применение дронов имело под собой «надежную разведывательную основу». Надо сказать, что в этом вопросе Верховный суд США был на стороне Белого дома. Согласно интерпретации Верховного суда, военные власти могут на конституционной основе использовать силу даже против американских граждан, которые являются частью вражеских сил.

Возвращаясь несколько назад, следует упомянуть, что Бреннан идет в директоры ЦРУ по второму заходу. Обама в 2009 году тоже хотел назначить его на этот пост. Но его «пыточное» прошлое сделало его неназначаемым. Что изменилось с тех пор, если не считать того, что Бреннан стал еще и громовержцем? Ровным счетом ничего. И тем не менее… Впрочем, следует отметить, что Бреннан, став правой рукой президента по контртерроризму, получил в Белом доме кличку «всемогущего».

О влиянии Бреннана на Обаму убедительнее всего говорит такой факт. Когда в апреле 2011 года решался вопрос совершить или нет налет «морских котиков» на Абботтабад, где, возможно, находился Усама бен Ладен, вице-президент Байден и шеф Пентагона Гейтс отговаривали президента от столь рискованного шага, от «прыжка в неизвестность». А вот Бреннан настаивал на том, чтобы Обама дал зеленый свет этой операции. Президент принял совет Бреннана вопреки мнению своих высших помощников...

Ликвидацию Усамы бен Ладена считают венцом карьеры Бреннана.

В августе 2010 года тогдашний директор ЦРУ Леон Панетта прибыл в Белый дом для того, чтобы сделать доклад президенту. На этом брифинге присутствовал и Бреннан. Панетта заявил, что у него имеются некоторые данные о том, что бен Ладен скрывается в пакистанском Абботтабаде. Правда, эти сведения считались не вполне достоверными.

Бреннан работал с аналитиками, которые посвятили свою жизнь поисках неуловимого главаря Аль-Каиды. Причем, Бреннан требовал не только подтверждающих фактов, но и фактов отрицающих пребывание бен Ладена в Абботтабаде. «Я устал, слушая всех о том, почему бен Ладен находится именно в этом городе. Мне хочется услышать соображения на тот счет, что эта теория не оправдана», — говорил он аналитикам. Повинуясь этому указанию, один из аналитиков, работавший над бен Ладеном, приехал к Бреннану в Белый дом и заявил, что «в доме, где, как мы подозреваем, находится бен Ладен, мы обнаружили собаку». Дело в том, что мусульмане не держат дома собак, считая их «нечистыми». Однако Бреннан, который сам был специалистом по Ближнему Востоку, этот аргумент не принял. Он сказал аналитику, что бен Ладен как раз имел собаку, когда он жил в Судане в середине 1990 годов. Более того, когда бен Ладен жил в Хартуме он занимался тренингом полицейских собак.

Специально для обнаружения бен Ладена Бреннан создал так называемую «Красную команду». Она состояла из четырех разведчиков-аналитиков. Никто из них до этого проблемами пробивания бен Ладена в Абботтабаде не занимался. Роль «Красной команды» заключалась в том, чтобы найти альтернативное объяснение тем фактам, которые приводились в поддержку теории пробивания бен Ладена в Абботтабаде.

28 апреля 2011 года во время решающего заседания Совета национальной безопасности, где решался вопрос атаковать или не атаковать дом в Абботтабаде, члены «Красной команды» дали брифинг для президента и его главным советников. Один из членов «Красной команды» заявил, что шансы на то, что бен Ладен находится в Абботтабаде не превышают 40%. Это заявление вызвало смущение у президента и его помощников. Вот как вспоминает об этом сам Бреннан: «Некоторые из нас думали, что шансы много выше, чем те, о которых говорил этот аналитик. И президент сразу понял, если люди говорят, что шансы не более 40%, это не может не вызвать сомнений». И, тем не менее, Бреннан убедил президента, вопреки советам Байдена и Гейтса, что необходимо рискнуть. Он ссылался на то, что люди, поддерживавшие теорию пребывания бен Ладена в Абботтабаде целых 15 лет гоняются за ним, что это их дело жизни. В конце концов, Бреннан сказал президенту следующее: «Я чувствую себя очень хорошо, хотя не полностью уверен, что бен Ладен скрывается в этом самом доме». Тем не менее, он сказал президенту, что нужно этот дом атаковать. Когда «морские тюлени» атаковали дом бен Ладена, это произошло 1 мая 2011 года, Бреннан волновался больше всех, среди тех, кто следил за этой операцией в Ситуационной комнате Белого дома. Когда фотографии уже убитого Усамы бен Ладена были розданы сидевшим в Ситуационной комнате, Бреннан взглянул на них и сказал: «Это бен Ладен».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру