В Сирии «все зависит от спонсоров оппозиции»

Эксперты подвели итоги двухлетнего сирийского конфликта

В марте исполняется два года с начала внутреннего вооруженного конфликта в Сирии. Многих людей волнует то, когда воюющие стороны наконец придут к компромиссу, закончится ли кровопролитие внутри ближневосточной страны и постигнет ли Сирию участь других государств, которые подверглись интервенции со стороны западных стран. На эти вопросы попытались ответить участники круглого стола, прошедшего в Москве.

Эксперты подвели итоги двухлетнего сирийского конфликта

Российские эксперты сходятся в одном: участникам затянувшейся конфронтации нужно сесть за стол переговоров. По словам директора Института Востоковедения РАН Виталия НАУМКИНА, в Камбодже, например, мировому сообществу удалось решить ситуацию мирным путем, поэтому не нужно исключать возможность мирного выхода и из «сирийского тупика». «Шансов мало, что можно добиться примирения в Сирии, но оно есть, - считает Наумкин. - И хотелось бы, чтобы наши сирийские друзья подумали о будущем своего народа и своей страны. Кстати, когда мне говорят о том, что в Сирии авторитарный режим… Вокруг, что, мало авторитарных режимов? Почему только одна Сирия?» Также по мнению директора Института Востоковедения, ультиматум, выдвигаемый сирийской оппозицией, о том, что действующий президент Башар Асад должен уйти, заводит ситуацию в «никуда». Также Наумкин затронул и тему американского участия в конфликте. «Я всегда говорю, что американцы пришли в Ирак и не смогли обеспечить безопасность иракцев. И они теперь пошли в Сирию. Однако устанавливать демократию – дело, обреченное на неудачу».

В дискуссии также принял участие представитель оппозиционного Сирийского национального совета (СНС) Омар ШААР. Говоря о том, как начинались протесты в Сирии, доктор Шаар подчеркнул, что первые восемь месяцев противостояние носило характер исключительно мирных манифестаций. «Диктаторский режим нисколько не думал о будущем страны. Например, когда началась революция в Тунисе, все обратились к Асаду с тем, что пора начинать серьезные реформы внутри Сирии. Но он сидел со спецслужбами и разрабатывал план подавления любого восстания». По словам оппозиционера, Асад изначально делал ставку на силовой вариант разрешения сложной обстановки в стране. «Сначала оппозиция требовала, чтобы в Сирии был механизм перехода от авторитарной власти к демократической. Но режим сделал ставку на вооруженое решение, и это заставило оппозицию защищаться». Также доктор Шаар заявил, что никаких переговоров с Асадом быть не может. «Народ хочет жить в демократическом обществе. Пока Асад у власти, протест будет прожолжаться».

Директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО Вениамин ПОПОВ, в свою очередь, прогнозирует: если конфликт в Сирии продолжится, это не только отбросит страну на десятилетия назад, но и «заразит» войной другие арабские страны. «Это сердце арабского мира и одна из самых красивых стран арабского Востока. Сирийцы, в том числе и из оппозиции, говорят с болью о том, что происходит в стране». По словам Попова, переговоры – единственный выход как для правительства Асада, так и для оппозиции. «Меня иногда удивляет в общении с западными коллегами близорукая позиция, - заявил эксперт. - Сейчас нужно начинать переговоры и прекращать военные действия. Иначе будет гражданская война, которая перельется за границы и из-за которой пострадают все соседи. Недавно Financial Times написала, что вторжение в Ирак было крупнейшей дипломатической ошибкой со времен холодной войны. Неужели о Сирии напишут то же самое через десять лет?» Говоря о том, какие существуют способы решения конфликта, Попов подчеркнул: «Сейчас многое зависит от спонсоров оппозиции – западных держав и арабских патронов. Что касается России, мы поддерживаем связи и с той и с другой стороной. Еще Менделеев говорил, что Россия должна играть роль примирителя между Европой и Азией. Это наша ниша».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру