Аргентинец итальянской крови
Выбор кардиналов можно расценивать как удачнейший компромисс между двумя сформировавшимися внутри конклава «национальными группировками». Итальянцы, которые составляли численное превосходство по сравнению с остальными (28 человек из 115), желали вернуть на Святой престол своего соотечественника — напомним, что до избрания в 1978 году поляка Иоанна Павла II итальянцы становились Папами более четырехсот лет. Выходцы же из Нового Света — 19 кардиналов из Латинской Америки и 14 из США — ратовали за перемены.
Кардинал Хорхе Марио Бергольо отвечает пожеланиям и тех, и других. Он аргентинец, родился в Буэнос-Айресе, но в многодетной семье итальянского железнодорожного рабочего, перебравшегося в поисках лучшей жизни в Новый Свет.
Священником он стал там же, в Аргентине, однако всегда помнил о своём происхождении. Кроме своего основного статуса — должности Архиепископа Буэнос-Айреса, он занимал несколько важных постов в Римской курии: является членом Конгрегации по делам духовенства, Конгрегации богослужения и дисциплины таинств, Конгрегации институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, а также он — член Комиссии по Латинской Америке и Папского Совета по делам семьи.
В Италии кардинал Бергольо пользуется популярностью – и потому, что был известен своим уважительным отношением к традициям, и потому что свободно говорит по-итальянски.
Впрочем, Хорхе Бергольо — не единственный, кого конклав мог бы выбрать в качестве компромиссного кандидата. Другой кардинал, Леонардо Сандри, имеет такие же биографические данные — он тоже аргентинец итальянского происхождения. Более того, кардинал Сандри был в числе самых вероятных избранников, в то время как кардинал Бергольо — нет. Очевидно, такой выбор стал традиционной загадкой, свойственной почти любому конклаву.
«Я думаю, что конклав выбрал подходящего человека в подходящий момент, – заявил «МК» итальянский журналиста Джузеппе Д'АМАТО. – Аргентинец итальянского происхождения — это очень удачный компромисс, о котором, очевидно, кардиналы думали давно. Папу Франциска выбрали уже после пятого тура голосования — когда на конклаве все происходит так быстро, это значит, что идея была не нова... Замечательным фактом является и то, что кардинал Бергольо имеет итальянские корни, великолепно говорит по-итальянски, хорошо знает историю католической церкви в стране, часто бывает в стране. В течение долгого времени он даже был членом областного общества Пьемонте! К тому же, само за себя говорит выбранное им имя — Франциск. Святой с этим именем считается покровителем Италии — как известно, каждая католическая страна имеет «своего» святого».
Удача со второй попытки
Однако кардинал Хорхе Бергольо — вовсе не такая неожиданность для католической церкви, как можно было бы подумать. Если оглянуться назад, то можно понять, что фортуна улыбнулась аргентинцу предсказуемо — со второй попытки. В 2005 году кардинал Бергольо был (в отличие от минувшего конклава) в числе «фаворитов» среди возможных кандидатов на Святой престол. По неподтвержденным данным, кардинал Бергольо даже набрал треть от необходимых голосов на конклаве 2005 года, однако добровольно отказался от них. Неизвестно, можно ли верить этому: ведь конклав — мероприятие секретное.
– Кардинал Бергольо — это замечательный выбор для католической церкви, – комментирует Джузеппе Д'АМАТО. – Он был учеником кардинала Мартини из Милана, одного из самых влиятельных кардиналов последних лет. К сожалению, он недавно умер... Но кардинал Мартини был известен во всей церкви, не только в Италии. Нынешнее избрание папы — не такая уж неожиданность для церкви и страны, ведь на конклаве 2005 года кардинал был одним из папабилей и считался основным соперником Йозефа Ратцингера. Поэтому хоть на нынешнем конклаве Бергольо и оказался аутсайдером, это не говорит против него.
Папа-иезуит — чего ожидать?
Новшеством на Святом престоле является не только происхождение нового понтифика, но и его принадлежность к «Обществу Иисуса». Кардинал Бергольо — иезуит, вступил в орден 11 марта 1998 года. Для будущего католической церкви это может означать перспективы самой консервативной политики. Как известно, идеология ордена иезуитов предполагает (наряду с обетами безбрачия, послушания и нестяжательства) абсолютное и беспрекословное послушание Папе Римскому — потребует ли этого Франциск I от своей паствы, или будет либеральным понтификом?
«Новый понтифик — иезуит, а это означает значительные перемены в церковной политике», – считает Джузеппе Д'Амато.
Уже известно о соображениях новоизбранного понтифика по самым актуальным для церкви вопросам. Во-первых, он выступает решительно против абортов и эвтаназии — тем, в которых католическая церковь так и не пришла к единому мнению. Также кардинал Бергольо был недоволен введенным в Аргентине разрешением заключать однополые браки, хотя и считает, что к гомосексуалистам стоит относиться с уважением.
В церковных кругах кардинал Бергольо известен как человек умеренных взглядов, всегда готовый к богословскому диалогу. Стоит надеяться, что это качество поможет ему справиться с ношей. "Множество вызовов ожидают нового Папу внутри Церкви. От конгрегаций кардиналов пришло требование об обновлении механизма Курии, который в последние годы понтификата Бенедикта XVI продемонстрировал свое несовершенство. Речь идет не только о вопросах назначений - требуется реформирование структур", - рассуждает газета «La Stampa».
Аргентина и Италия ликуют. Венесуэла — с ними заодно.
«Мои братья-кардиналы решили отправиться за понтификом аж на край света», - такими словами начал новоизбранный Папа свое обращение к пастве на площади Святого Петра в Риме. Тем временем на том самом «краю света» — в Аргентине, на родине понтифика — ночь после конклава стала ночью всеобщих гуляний и праздника. Точно так же произошло и в Риме, как сообщает газета «La Repubblica». В числе первых светских лиц Папу Франциска поздравили итальянский президент Джорджо Наполитано и аргентинский — Кристина Фернандес де Киршнер. "От своего имени, от имени аргентинского правительства и народа нашей страны хочу поздравить Вас с избранием понтификом католической церкви", - говорится в его заявлении.
Также свою радость таким избранием выразила Венесуэла. По словам временного президента этой страны Николаса Мадуро, на победу латиноамериканца мог повлиять недавно скончавшийся Уго Чавес. «Мы знаем, что наш команданте достиг этих высот, он находится напротив Христа. Что-то такое он сделал, чтобы Папой стал южноамериканец... и Христос сказал - пришло время Южной Америки», - делится Мадуро своими соображениями. В Ватикане, как известно, возможны любые чудеса, так что — почему бы и нет?..