Еще один тяжелый день в истории со Сноуденом: где он хочет получить убежище?

Пока разоблачения американского «свистуна» вредят отношениям ЕС и США, его самого нигде не ждут

«Sic transit Gloria mundi» — «так проходит слава мира», — гласит латинская мудрость. Но вот завоевавший всемирную славу транзитник-«свистун» Эдвард Сноуден не проходит… паспортный контроль, оставаясь в транзитном зазеркалье. А, может, и нет его, как мальчика у Горького? Во всяком случае, понедельник 1 июля оказался тяжелым днем для всех заинтересованных лиц и сторон. Начнем по порядку, хотя никакого порядка в деле Сноудена не наблюдается.

Пока разоблачения американского «свистуна» вредят отношениям ЕС и США, его самого нигде не ждут

Ресурс WikiLeaks опубликовал заявление, приписываемое Сноудену. В нем «свистун» дает перцу президенту Обаме: «Это старые, плохие инструменты политической агрессии. Их цель запугать, но уже не меня, а тех, кто захочет пойти по моим следам. Я несгибаем в моих убеждениях. На меня произвели большое впечатление усилия, предпринимаемые в мою защиту». Далее Сноуден утверждает, что имеет право на убежище, согласно международному праву. Он обвиняет Обаму в том, что против него выдвинули обвинения и на их основе аннулировали его паспорт, «сделав меня человеком без родины». Администрация Белого дома, продолжает Сноуден, «боится даже не столько меня и других раскрывателей ее тайн, сколько хорошо информированного и возмущенного общества, требующего, как это ему обещали, конституционного правительства. И оно должно его получить».

Сейчас Америка, да и весь мир пытаются разгадать «шереметьевскую головоломку», которую им преподнесла Москва. Что я имею в виду? Сначала Запад облетела сенсация, которая гласила, что англичанка, сопровождающая Сноудена, передала российским властям документы, содержавшие просьбу «свистуна» об убежище. «Российские власти» — это консульское отделение МИД в Шереметьеве в лице дежурившего в понедельник консула Кима Шевченко.

Не успели западные медиа как следует прожевать эту сенсацию, как ее накрыло другой сенсационной волной. На сей раз со ссылкой на главу ФМС Ромодановского, опровергшего «слухи о том, что подобная просьба о предоставлении убежища поступила от Сноудена».

По мнению телекомментаторов CNN, противоречивые сведения о статусе Сноудена отражают напряженность между Москвой и Вашингтоном. Споуксмен госдепартамента США Патрик Вентрелл заявил репортерам: «Мы не располагаем информацией попросил ли Сноуден убежища у России или нет». Вентрелл сказал, что по его данным, Сноуден всё ещё находится в России и «наша позиция остается прежней — он должен быть выслан и возвращен домой (читай, в тюрьму. — М.С.) в Соединенные Штаты».

В тот же день — в понедельник 1 июля, заговорила и тяжелая артиллерия в лице самого президента Обамы. Он сказал, что Сноуден прибыл в Россию без действующего паспорта или иных законных юридических документов. Поэтому он надеется, что Москва отнесется к этому делу как к любому ему подобному. Обама подтвердил, что Россия и США проводят переговоры «на высоком уровне» по поводу Сноудена и после того, как этим занимались директор ФБР Мюллер и глава ФСБ Бортников. (Впрочем, Обама их имена не назвал. Они были еще ранее озвучены президентом России В.Путиным.) Еще один президент — Эквадора, как уже сообщалось, видимо, пытается отфутболить Сноудена, утверждая, что «мяч находится на российской половине поля». Аргументация президента Корреа весьма хитроумна. Он говорит, что сможет рассматривать просьбу Сноудена о предоставлении ему убежища лишь в том случае, если тот окажется на территории Эквадора.

WikiLeaks сообщает, что она обратилась к 19 государствам с просьбой предоставить убежище Сноудену. Россия — одно из них. Остальные страны — некоторые латиноамериканские и западноевропейские, Китай и Индия. «Наш документ излагает риск, которому подвергся бы Сноуден в США. Мы в первую очередь обратились к консульству России, чтобы оно довело нашу просьбу до соответствующих посольств в Москве», — сообщает WikiLeaks. Полный список стран выглядит следующим образом: Россия, Китай, Австралия, Боливия, Бразилия, Куба, Финляндия, Франция, Италия, Ирландия, Нидерланды, Никарагуа, Норвегия, Польша, Испания, Швейцария и Венесуэла. Президент Эквадора Корреа в интервью английской газете «Гардиан» заявил, что Эквадор не несет ответственности за приезд Сноудена в Кито. «Это не логично. Страной, которая должна снабдить Сноудена необходимыми документами является Россия». Он добавил, что «было нашей ошибкой» предоставить Сноудену документы для его поездки из Гонконга в Москву. Трудно сказать, является ли такая позиция президента Эквадора результатом нажима на него, который оказал в телефонном разговоре с ним вице-президент США Джо Байден.

Разоблачения Сноудена продолжают подпитывать возмущение стран Евросоюза Вашингтоном. Президент Франции Олланд даже пригрозил Соединенным Штатам прекращением торговых и иных переговоров, если они не прекратят подслушивание. Представитель Еврокомиссии заявил, что будет проведена операция по очистке ее офисов от американских «жучков». Находящийся с визитом в Танзании президент Обама сказал, что он нуждается в дополнительной информации по поводу специфических программ подслушивания, озвученных журналом «Шпигель». Затем Обама перешел в наступление: «Я гарантирую вам, что в европейских столицах имеются люди, которые заинтересованы не в том, что я ем на завтрак, а как выглядит моя повестка дня, когда я собираюсь встретиться с их лидерами. Так оперируют разведывательные службы». Президент попытался разграничить «обычный» сбор разведданных и «специфические» антитеррористические программы, которые выдал Сноуден. Он подчеркнул также, что США и их европейские союзники «работают настолько тесно, что, пожалуй, нет такой информации, которой бы они не делились между собой».

Кроме «жучков» мистер президент!

Французский президент на эту удочку «общности» не попался. Он подчеркнул, что слежка США за своими союзниками происходит и помимо антитеррористических программ. Олланд саркастически заметил тщетность поиска террористов в Евросоюзе и в западноевропейских посольствах. В качестве щита Обама выдвинул такой аргумент: «Я явлюсь конечным пользователем таких разведданных получив их, я звоню президенту Олланду, канцлеру Меркель, премьер-министру Кэмерону, если хочу узнать их мнение».

Итак, мистер президент, вы подсаживаете им «жучков», а затем полученные таким образом данные им же и сообщаете! «Если хотите узнать их мнение!»

Споуксмен германского канцлера Меркель Штеффан Зейберт сначала высказал сомнение по поводу публикации Сноудена в «Шпигель», но потом добавил, что если они правдивы, то это «неприемлемо в общении между союзниками», что это возрождает дух «холодной войны». Министры иностранных дел Германии и Франции собираются вызвать на ковер американских послов в их столицах. А вот министр иностранных дел Италии назвал всю эту заварушку «делом с шипами».

Вы, случайно не укололись, мистер президент?!

Наконец, о позиции, занятой президентом России. На саммите стран-экспортеров газа в Кремле, ВВП заявил, что Сноуден не является российским агентом, не сотрудничает с Москвой, а она с ним не работает. «В этой связи Сноуден человек свободный», — сказал ВВП. На вопрос одной журналистки, как может быть свободным человек, лишенный свободы передвижения, президент пошутил, сказав, что он не проверял, есть ли у Сноудена документы.

Но самое «жирное» место на газовом саммите по поводу Сноудена звучало так: «Если он захочет остаться здесь, есть одно условие: он должен прекратить свою работу, направленную на то, чтобы наносить ущерб нашим американским партнерам, как это не странно прозвучит из моих уст». Здесь Путин снова улыбнулся.

Но эти слова ВВП прозвучали совсем не странно. Сноуден в Москве ставит под сомнение Обаму в Санкт-Петербурге. А это совсем не равноценные фигуры на политической доске американо-российских шахмат. Вот почему Путин поставил Сноудену невыполнимое условие — заткнуть фонтан. А Сноудену нужно не просто убежище, а фонтанирующее убежище. И тут логика ВВП становится убийственной. Послушайте и посудите сами: «В силу того, что Сноуден чувствует себя правозащитником и борцом за права человека, он такую работу, судя по всему, прекращать не намерен, поэтому он должен выбрать для себя страну пребывания и туда перебраться. Когда это произойдет я, к сожалению, не знаю». Итак, Сноуден может остаться в России, если перестанет быть правозащитником и борцом за права человека. (У нас таких и своих хватает!) Такая постановка вопроса противоречит финляндскому заявлению ВВП. Да и его же словам на газовом саммите о том, что Сноуден «новый диссидент наподобие Сахарова». Правда, не было сделано уточнение: Сахарова в ссылке, или Сахарова в парламенте?

ВВП сказал также, что проблему Сноудена должны решать «профессионалы», а не российские правозащитные организации. Проблему Сахарова тоже решали «профессионалы», и мы хорошо знаем, что из этого получилось…

Любопытен и «нейтралитет», занятый ВВП по отношению к разоблачениям Сноудена: «То, что союзники подслушивают друг друга, не наше дело». Это, конечно, не так. Москва должна знать расклад союзнических отношений в НАТО. Кроме того, Вашингтон прослушивает и Россию. Даже телефонные разговоры ее президента (Медведева). А это еще как «наше дело»!

В «газовой» атмосфере ВВП пошутил: «Поручаешь подсматривать — подслушивают, поручаешь подслушивать — подсматривают». Невольно вспоминаются строки Лермонтова о всевидящих глазах и всеслышащих ушах голубых мундиров.

Фильмы для Сноудена

Смотрите видео по теме

Сюжет:

Эдвард Сноуден

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру