Хроника событий Рябков о новых санкциях США: злобные инсинуации Новый санкционный список США: чем провинились корабли В США заявили о блокировке российских активов на «сотни миллионов» Экс-глава РЖД Якунин получил визу для работы в Германии Джихад-мобили террористов показали на выставке "Армия-2018"

Много шума и ничего: Европа сдерживается в вопросе санкций против России

Экономические интересы мешают европейцам наказать Москву

23.07.2014 в 12:03, просмотров: 5592

Во вторник, 22 июля, на некоторое время центром мировой дипломатии стал Брюссель, где собрались министры иностранных дел 28 стран, членов Евросоюза, в повестке дня стоял вопрос — как наказать Москву за катастрофу малайзийского «Боинга-777».

Много шума и ничего: Европа сдерживается в вопросе санкций против России
фото: AP

Если судить по шумихе, которая предшествовала вече ЕС, то можно было ожидать, что Европа вздернет Россию на дыбу санкций. Но…

Между словами и делами возникло грандиозное препятствие — европейский бизнес с Россией, российские нефть и газ, хотя они формально и не голосовали. Да, сосед континентальной Европе достался придирчивый, но Европа не может переселиться от этого, скажем, в Америку. Вот что сказала член Европарламента Маритьи Шааке: «Почти все европейские государства добровольно передали власть мистеру Путину, позволив ему натравливать одну страну на другую. Мы вынуждены предпочесть принципам прав человека и господству права энергетическое обеспечение».

Во вторник министры стран ЕС согласились выработать список более широких санкций, как против отдельных индивидуумов, так и против институций. Об этом сообщила глава внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон. Но ни одна из этих санкций задействована не была – причиной тому послужил страх, что Россия отомстит странам ЕС, отказав в энергоносителях. А это, в свою очередь, скажется на экономическом росте Европы.

Даже Нидерланды, больше всех пострадавшие от катастрофы «Боинга», вели себя «аккуратно». Эта 16-миллионная страна, одна из самых богатейших в Европе, в течение 10 лет добивалась сближения с Россией, развивая с ней торговлю, экономические и политические отношения, закрывая глаза, как пишет «Нью-Йорк таймс», на «региональные амбиции президента Путина».

Да и как не закрывать, если нефтяной гигант «Шелл» имеет свою штаб-квартиру в Гааге, но является одним из крупнейших инвесторов в нефтяные прииски Сибири?! А «Шелл» к тому же самая большая корпорация в Нидерландах, и ее акции широко представлены в пенсионных фондах страны. Если «Шелл» станет терять деньги, то это больно ударит по пенсиям учителей и госслужащих Нидерландов. А пенсии в этой стране пользуются почти абсолютной неприкосновенностью, как полотна Рубенса и Рембрандта...

Нидерланды являются вторым торговым партнером России после необъятного Китая и впереди технологической Германии. Россия и Нидерланды вложили в экономику своего партнерства миллиарды. В 2012 году Нидерланды импортировали из России газ на $27,8 млрд, из которого 95% были перепроданы другим европейским странам. Россия импортировала из Нидерландов офисное оборудование, продовольствие и цветы на 7,2 млрд евро. За последнее десятилетие голландский порт Роттердам пропускает российский газ в пять раз больше, чем до этого, что делает Нидерланды крупнейшим импортером российского газа. Это стальная цепь, которую не может разорвать никакая ракета земля-воздух!

Я остановился столь подробно на связке Россия-«Шелл»-Нидерланды потому, что в ней скрывается объяснение одностороннего паралича ЕС в Брюсселе. И хотя британский премьер Кэмерон призывал Европу использовать экономические связи с Россией против Москвы, континентальная Европа явно прикинулась глухой. Франция, например, пропустила мимо ушей нарекание Кэмерона, поскольку ей не терпится продать Москве два вертолетоносца класса «Мистраль». Как заявил президент Франции Олланд: «Пока что уровень санкций не мешает нашей сделке, тем более что Россия уже заплатила нам за нее». Порвать эту сделку обошлось бы Парижу в полтора миллиарда долларов. И Берлин не желает высовываться. Канцлер Германии Ангела Меркель потребовала «держать открытыми коммуникации с Россией». Дипломатические или энергетические?

И вот результат. Как пишет «Нью-Йорк таймс», «Европа в Брюсселе по Украине занималась водолейством». Она, конечно, обеспокоена, даже очень, но нефтелейством еще больше, несмотря на всю неуклюжесть этого неологизма.

В среду, 23 июля, останки нидерландских пассажиров «Боинга-777» прибывают на родину. Этот день объявлен днем национального траура. В Амстердаме и Гааге руководство страны старается балансировать между экономическими соображениями и народным гневом.

00:58

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис.

Санкции . Хроника событий