Так называемые «фото-возможности», безусловно, помогут Порошенко по возвращению домой. Но только они вряд ли перевесят реальные проблемы, с которыми сталкивается Киев. Достаточно назвать «трехголовую гидру»: зиму без российского газа, постепенное отпадение Восточной Украины, и траты, ведущие к банкротству.
Провожая своего президента в Вашингтон, Верховная Рада Украины попыталась сделать хорошую мину при неважной, если не плохой, игре. Она ратифицировала соглашение с Европейским Союзом в политической и экономической областях. Рада одобрила также соглашение о временном перемирии и признала особый статус за Луганской и Донецкой областями. Как сказал премьер-министр Украины Арсений Яценюк: «Мы поправляем 350-летнюю ошибку — Украина это Европа. Позорно, что это соглашение закреплено кровью. Но таковым был выбор. Такова была цена независимости». Но хотя соглашения, принятые Радой в прошлый вторник, скреплены кровью, они, тем не менее, вилами на воде писаны.
Как полагают американские СМИ, распростертые объятия ждут Порошенко в Вашингтоне только на людях, но не за закрытыми дверями. Его, например, будут «допрашивать» по поводу того, почему февральский Майдан 2014 года все больше скатывается к финалу «оранжевой революции» 2004 года? Почему в обоих случаях в выигрыше осталась только кучка олигархов? Заместитель госсекретаря США по демократии, правам человека и праву (есть в Вашингтоне и такой) Томас Мелия говорит, что в Украине наблюдается «политика как всегда». Уход Януковича атмосферу не очистил. Все та же коррупция и экономическая разруха, сказал Мелия на пресс-конференции в конце прошлой недели. «Вот, где оказался Киев спустя шесть месяцев, — констатировал Мелия. — Если Киев не решит своих внутренних политических и экономических задач, тогда исчезнет консенсус в защите Украины от Москвы. Это два фронта одной войны». И действительно, два соглашения, ратифицированные Радой, весьма сомнительная победа Киева, ибо ключи от них звенят в кармане российского президента Владимира Путина. Сотрудничество с ЕС дай Бог, чтобы началось через полтора года. А анатомия автономии ЛНР и ДНР — воздушный замок без контроля России. Недаром сепаратисты требуют полной независимости. Оппозиция же обвиняет Порошенко в том, что он «продал» юго-восток Украины, уложив при этом 3000 человек.
На внутреннем фронте Рада нанесла президенту сильный удар в пах. Представленные им антикоррупционные законопроекты не получили большинства. Создание антикоррупционного бюро не состоялось. А ведь по словам самого Порошенко, это было фундаментом его антикоррупционной кампании. И вот вам любопытные данные опросов Института Гэллапа. В прошлом году у одного из трех украинцев требовали взятку. Восемь из десяти заплатили ее. Спустя двадцать с лишним лет после развала Советского Союза Украина по-прежнему имеет советскую сверхцентрализованную экономику. Так, например, фермеры не имеют права без разрешения центра сеять то, что им необходимо. Только в июле месяце университеты получили право выписывать канцелярские принадлежности, включая карандаши! Судейский аппарат и полиция до сих пор не реформированы.
Борьба с этим злом и без того сложна, а ее приходится вести еще во время войны. Тут не до радикальных реформ. Россия отказывает в газе; «родной Восток» — в угле. По данным Международного валютного фонда, в этом году экономика Украины сократится на 6,5%.
Сенат США решил подсобить Киеву. Его комитет по иностранным делам внес предложение увеличить экономическую помощь Украине и ужесточить санкции против России. Соответствующий законопроект будет вынесен на голосование почти сразу же после выступления Порошенко в Конгрессе. Об этом заявили его инициаторы: сенатор-демократ от штата Нью-Джерси Роберт Менендес и сенатор-республиканец от штата Теннесси Роберт Коркер. Но вот президент Обама не хочет подымать планку помощи выше 70 миллионов долларов, ассигнованных на обучение украинских военнослужащих и на их оснащение нелетальным снаряжением, вроде очков ночного видения.
Так в общих чертах выглядят ответы на вопросы о том, что ищет президент Порошенко в краю далеком и что бросил он в краю родном. А кругом играют волны, ветер свищет, и мачта гнется, и скрипит…