Госдума рассмотрит законопроект о Роскосмосе

Чтобы вернуть былую славу, решили плясать от госкорпорации

18.05.2015 в 21:29, просмотров: 4596

Во вторник, 19 мая, Госдума в первом чтении планирует рассмотреть президентский законопроект о госкорпорации Роскосмос. Законотворцы наверняка будут говорить об импортозамещении в этой сфере и о том, что Россия — мировая космическая держава.

Госдума рассмотрит законопроект о Роскосмосе
фото: Геннадий Черкасов

Вначале несколько цифр: в период с 1956 г. по 1991 г. в мире было произведено 3,68 тыс. орбитальных запусков ракет, из них почти 2,5 тыс. приходилось на долю СССР. Собственно, за счет этого задела Россия по-прежнему считается мировой космической державой. Но такое положение уже в ближайшие годы может измениться.

- Нет у нас четкой стратегии развития отрасли,- сообщили нам в Российской академии космонавтики им. Циолковского. - Шарахания из стороны в сторону. Вместо реформирования ракетно-космической системы, подготовки кадров, налаживания строгого контроля за качеством, создаем очередную госкорпорацию.

- На «пятки» наступает Китай, уж не говорим, как отстали от США, - дополняют специалисты Роскосмоса. - У американцев на орбите сегодня почти 500 действующих спутников, у нас - 118, у китайцев - 117, вровень с нами. Но мы в последние десятилетия летаем на старом советском багаже, как грузовики. Нет ни зондов для исследования других планет, ни автоматических станций. Поднебесная два года назад запустила луноход, а к 2020 г. планирует экспедицию с высадкой на Луну. Кроме того, строит собственную орбитальную станцию, о чем мы можем только мечтать, после потери станции «Мир».

Вряд ли обсуждение вопроса в стенах парламента укажет нам путь к звездам. Ломать — не строить, за годы экономических реформ в ракетно-космической отрасли утрачено многое. Даже в строительстве космодрома «Восточный» отмечается изрядный дефицит профессиональных кадров. Что говорить о конструкторах, изобретателях...

Вот почему о лидерстве в доставке космических грузов на орбиту в ближайшем будущем наша держава может тоже забыть. Эту пальму первенства сейчас оспаривают США, ЕС и тот же Китай. После начала полетов челноков «мадэ ин» частная американская компания, спрос на российские транспортные корабли упал на 30%. А к середине 2017 г. Россия может лишиться еще одного «заработка» - по доставке на МКС американских астронавтов. В среднем за эту услугу отечественная отрасль получала около 350 млн. живых американских долларов в год. Штаты планируют «пересадить» своих исследователей на собственные пилотируемые корабли.

Чтобы держать на высоте свою космическую марку, России на все эти вызовы времени необходимо ответить чем-то серьезным и запоминающимся. Как, например, танком «Армата» на параде Победы на Красной площади. Однако такой «Арматы» в космическом плане у нас пока не создано. Есть мощная ракета-носитель «Ангара», которая строится почти 20 лет, но никак не пройдет тестовые испытания. (На будущий год запланировано по одному запуску «легкой» и «средней» серий «Ангары»).

По идее, она бы могла показать «кузькину мать» конкурентам, заменить ракету-носитель «Протон». Но строится этот аппарат даже по меркам глобальных космических проектов очень долго, сметная стоимость изготовления возросла за эти годы в несколько раз. Специалисты сомневаются, что с такой ценой вопроса «Ангара» способна конкурировать с более дешевыми западными аналогами.

В схватке за обладание безбрежной Вселенной нам не добавляет оптимизма череда космических аварий - «Прогрессов» и «Протонов». За неполные пять лет 7 аварий. Для сравнения, у наших партнеров-французов с 2003 г. не было зафиксировано ни одного сбоя. У китайцев — ни одного. Хотя Китай делает только первые шаги, отрабатывает технологии...

Весь вопрос в том, как относиться к подобным ЧП. Как к системному кризису в отрасли, которую необходимо серьезно «лечить» и, значит, вкладывать серьезные инвестиции? Или как к серии обидных недоразумений, случайностей, где нет виновных, а есть некое стечение обстоятельств. Наверняка на заседании Госдумы, обсуждая законопроект, опять заговорят о диверсии наших недругов. Хотя всем знакома официальная позиция Роскосмоса: за всю историю космических полетов зафиксирована только одна «диверсия»: когда электропроводку в ракетном отсеке прогрызли мыши, которые, в конечном итоге, сами сгорели в плотных слоях атмосферы.

Сможет ли эти проблемы решить госкорпорация в ракетно-космической сфере? Судя по остальным пяти госкорпорациям в России, они не больно преуспели в своей практической деятельности.