Импортозамещение удалось!

Успех главного проекта санкционного времени не зависит от его результатов

Успех главного проекта санкционного времени не зависит от его результатов

В самый разгар санкционной войны, когда в ответ на западные санкции Россия наложила эмбарго на целую группу товаров из вражеских стран, как никогда раньше стала популярна идея импортозамещения. Ее суть проста: мы отказываемся от покупки широкого спектра товаров у «заграницы» в пользу создания своих аналогов, которые, естественно, будут лучше. По замыслу идеологов, эта спецоперация должна была нести в себе как минимум три превосходные цели.

Первая — пропагандистско-эйфоричная. На волне лозунга «КрымНАШ» должно было появиться много других, чуть менее значимых, но не менее патриотичных лозунгов: от «СвининаНАШ» и «МолокоНАШ» — до «ЛекарствоНАШ» и «БуровойнасосНАШ». Представляя европейские и свои же запреты в качестве превосходной возможности для российской экономики, телевизионные проповедники смогли, по крайней мере на время, создать представление о грядущем экономическом ренессансе. Мало того что Россия смогла успешно положить на лопатки американцев и их приспешников на Украине, так теперь мы еще и начнем кушать свои родные продукты, строить заводы и открывать фабрики — назло империалистам, которые спят и видят, как подчинить Россию польскими яблоками, немецким автопромом и американскими телефонами. Причины, по которым это не делалось ранее, естественно, опускаются: ведь «пока петух не клюнет» — это всем понятно и не требует пояснений. Живи и радуйся, русский человек, сейчас не то что с колен встанем, а подпрыгнем что есть сил.

Вторая цель — непосредственно экономическая. Вдруг действительно российский капитал рискнет и вложится в производство молока, холодильников и инсулина на территории России? Так сказать, прочувствовав степень своей ответственности перед Родиной в трудный геоисторический момент и невзирая на растущие налоги, дорожающие кредиты, неопределенность временного горизонта санкций и депрессивность всех ключевых экономических показателей. Причем произойти это должно как бы само по себе, без особых усилий государства, без облегчения бюрократического бремени или снижения налоговой нагрузки на бизнес. Авось получится!

Третья цель — дискурсная. В условиях, когда «весь мир ополчился на Россию» и реальная экономика дает нам подзатыльников сполна, нужна постоянная позитивная повестка. Тема, которую всегда можно развернуть и сказать «ну работаем же!», значит, нужно немножко подождать, и все будет хорошо. К примеру, недавно Аркадий Дворкович порадовал россиян, заявив, что импортозамещение в секторе овощей будет достигнуто в течение 5 лет, по молочке — от 7 до 10 лет и порядка 5 лет в мясной продукции. Ответа на вопрос, каким образом россиянам жить до наступления коммунизма, простите, импортозамещения, предоставлено не было.

Импортозамещение — это имитация стратегии, одновременно цель и средство, то, на что можно ссылаться, объясняя, что же все-таки в стране делается и куда мы, собственно, идем. Подобный конструкт для России абсолютно не нов: при ближайшем рассмотрении импортозамещение напоминает модернизацию. Конечно, масштаб чуть меньше, и нет своего постоянного высокопоставленного «лица», но задача реализуется точно такая же.

Вы же помните модернизацию, да?

Была у нас такая «повестка дня» на протяжении 3–4 лет, когда сначала все очень долго обсуждали, что и как делать, но однозначно сходились в важности и значимости сего явления для российского государства. А потом... Нет, ничего не случилось, просто «лица проекта» перестали о нем говорить, лозунги забыли, перестали выделять деньги на публикации в СМИ, конференции и иные тусовки — и тема ушла с концами. Но на самом деле модернизация тогда, точно так же, как импортозамещение сегодня, удалась. Мы просто не поняли ее цели, задачи и критерии эффективности.

Кто виноват в том, что мы с вами понимаем эффективность и успешность как показатели реально проделанной работы, выраженной в результате? Это наша с вами проблема. Те, кто затевают подобные проекты, отнюдь не ставят во главу угла такие цели. Для подобного проекта главное — его обсуждаемость и слепая вера достаточного количества граждан в возможность его реализации. Вы тратите сравнительно небольшие деньги на раскрутку проекта, красивые репортажи с «полей», конференции с умными людьми и высокопоставленными гостями — и вуаля, процесс идет. Модернизация модернизируется, импортозамещение импортозамещается.

Зачем государственным мужам прикладывать ощутимые усилия для реализации подобных проектов? Ведь это действительно очень сложные ресурсо- и энергозатратные процессы, которые далеко не всегда могут нравиться населению. Реальные реформы — вещь не безболезненная, в первую очередь для тех госмужей, которые их осуществляют. А главное — от недостижения заявленных целей и провала обещаний никто не страдает. Никто не спрашивает, не требует, не возмущается. Никто после этого не станет голосовать за другую партию или политика. Их положение стабильно и безопасно. Как самый страшный случай им грозит немилость первого лица государства и переназначение с поста министра в государственную компанию или под свой личный присмотр — в аппарат президента.

А мы с вами и вовсе стремительно забываем, что какой-либо государственный проект вообще существовал. Мне, к примеру, очень нравится история создания в России игорных зон. Это, конечно, история калибром поменьше, но тем не менее она была призвана создавать какое-то время ощущение работы правительства. Помните, как запретили по всей стране азартные игры и пообещали построить аж 4 «Лас-Вегаса» в «особых зонах» — в Приморье, Калининграде, на Алтае и в Краснодарском крае? В 2006 году правительство подписало все соответствующие законы, с 2009 года запрещены азартные игры вне зон — и что мы имеем по состоянию на май 2015-го? Одну зону, с уже построенными казино, ликвидировали. В двух зонах стоит по одному казино, по четвертой все еще «обсуждается концепция». По факту же работает только одна зона (открыта в ноябре 2014 года), а чиновники, ответственные за остальные «Лас-Вегасы», раздают интервью, рассказывая, сколько средств они смогут привлечь в бюджет и какие классные отели у них будут построены через Х лет.

Еще ранее в России реализовывались «Приоритетные национальные проекты», задачами которых были заявлены: решение проблем со здравоохранением, образованием, обеспечение граждан доступным жильем и поддержка сельского хозяйства. И тут даже не требуется никому рассказывать, что стало со всеми этими проектами: результаты очевидны. Здравоохранение сегодня лихорадит из-за уже новой реформы, в образовании планируется масштабное сокращение учебных заведений, цены на жилье выросли с момента запуска программы почти в два раза, сельское хозяйство требует колоссальных инвестиций.

Порывшись в памяти, либо в хронике последних 15 лет, можно откопать еще великое множество абсолютно уникальных, феерических проектов, которые должны были реализоваться годами ранее. Перечень нарушенных обещаний превосходит разве что степень амбициозности при раздаче новых, но мы не протестуем, не требуем и даже не удивляемся — а значит, менять отлично работающую схему у правительства причин нет.

Именно поэтому я утверждаю, что импортозамещение уже удалось — вне зависимости от реальных результатов и показателей. И пока мы с вами продолжаем с открытым ртом внимать очередным посулам, наши представления об успешности подобных проектов не будут приниматься в расчет. Нет никаких сомнений, что наши государственные мужи хорошо знают притчу о Ходже Насреддине, который успешно обещал халифу научить осла говорить. Ее мораль в том, что можно ставить любые цели и обещать любые блага, главное — заявлять сроки побольше. А там — либо цели сменятся, либо мы с вами про них забудем, либо вовсе умрем, так и не дождавшись, когда осел наконец заговорит.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру